Ну, вот, пришла пора рассказать, зачем таки, собсна, спрашивал за железо Excelsior. История будет долгая и о-о-о-оо-ооочень пахомистая, так что приготовьтесь.
Незадолго до этого один мой знакомый привёз из Гонконга одну презанятную вещь. Дело в том, что Гонконг уже давно имеет славу настоящего сталкерского (не в смысле преследования и слежки за людьми, а в смысле бродьбы по разного рода заброшкам) рая из-за парадоксального, учитывая тамошний жёсткий перманентный дефицит свободную жилплощадь и совершенно логично вытекающих из него неадекватных цен на жильё, обилия, по факту, бесхозной, находящейся в подвисшем юридическом состоянии недвижимости, до сих пор принадлежащей разным мелким фирмам-призракам, хрен знает, чем занимавшимся, и куда и когда девшимся. Так вот, на одном из средних этажей совершенно неприметного высотного здания в самой глубине города, заходит он как-то в одну такую квартирку, переоборудованную под офис (внутри, по словам моего знакомого, похожий на школьный клуб "Подвиг", приписанный к иркутской 39-й школе - не спрашивайте, я не в курсе даже, когда и каким ветром его в этот клуб, что бы тот собой ни представлял, заносило) некоей Haak Lin Faa (黑蓮花, "Чёрный Лотос") Industries. Впрочем, Industries для них слишком громкое слово: настоящие
собственные промышленные мощности им вряд ли даже в самом сладком сне снились - обычная, как это у нас называют, полуподвальная IT-фирма, чей потолок - ручная кустарная сборка платок из самых стандартных компонентов, которые можно купить в любом ближайшем магазине радиоэлектроники.
Чтобы войти внутрь офиса, обращаться пришлось к услугам фирмы по аварийному взлому замков. Все окна квартиры были давно зажалюзены, так что воздух внутри был настолько спёрт, будто бы её лет сто не проветривали. Особо ценного ничего в запертом на протяжении десятков лет офисе найти не удалось - кругом были лишь длинный книжный шкаф во всю ширину одной из стен следующей за прихожей комнаты, до отказа забитый какими-то пожелтевшими пыльными, возможно, даже плесневелыми папочками на китайском, да всё какие-то картонные коробки с очевиднейшим электронным мусором. И лишь в одной из таких картонок лежала полусгнившая датированная 2003 годом unpopulated ROM-микросхемами плата, служившая, по всей видимости, для сугубо отладочных целей.
Её-то мой знакомый, будучи, кроме любителя сталкинга, ещё и электронным гиком, с собой и привёз. Уже подысследовав её дома, он с удивлением обнаружил, что железячка-то - ни что иное, как цельнотянутый (с поправкой, конечно, на "местную", характерную именно для гонконгских реалий 2003 г., элементную базу) Excelsior - видимо, итальянская технология долго ходила по рукам, прежде чем по итогам своего 8 (если считать от от указанной в
официальных флайерах даты 1995)-летних скитаний осесть в Гонконге. Что, впрочем, неудивительно - среди стран-"подбиральщиков объедков" за флагманами мирового игростроя на момент 2003 г. имелась своя иерархия: на первом месте была Южная Корея, чьи фирмы, которые у нас обычно, долго не раздумывая, именуют пиратскими, на самом деле трудились на этаком юридическом пограничье (например, Yun Sung) - в продукции таких практически обязательно были откуда-то по мелочи свистнуты или часть кода, или ресурсы, или геймплейная механика, или железо, и всё равно игра в общем и целом смотрелась их собственным продуктом, а не пиратской копией или хаком чьей-то чужой. Далее шли как раз Гонконг с Тайванем, подъедавшие в т. ч. и за Кореей. "Редуцентом 3-го порядка", как это называется в школьном курсе биологии, был материковый Китай. Ну, и совсем уж днище днищенское - это Юго-Восточная Азия и прочий третий мир. И чем ниже ты был в этой пищевой цепочке, тем более как до жирафа до тебя доходили чьи-то поюзанные технологии. Особую, кстати, пикантность картинке придаёт тот факт, что Playmark большую часть своей истории была именно классической бутлеггерской фирмой, которая перешла на клепание своего продукта достаточно поздно - то есть в масштабах уже не одной лишь Азии, а мира в целом Гонконг спускается со 2-го порядка на 3-й.
Впрочем, небольшое отличие от железа Excelsior у таинственной платки всё же было - порт для джойстика у неё был намертво подсоединён к световой указке (увы, обскака японцев с их Wii китайцами не случилось - по сути, это был всё тот же старый добрый пистолет). Неясно, кстати, было, а действительно ли эта Haak Lin Faa на аркадный рынок нацеливалась - их железка могла с примерно равной вероятностью служить сердцем и банкоматов (хотя нет, вряд ли - они в свой модели управления довольно консервативны и предпочитают привычный нампад), и мультимедийных цифровых информационных стендов, и интерактивных школьных досок (хотя тоже сомнительно - вряд ли цифровизация образования в Гонконге в 2003 году была так же высока, как сейчас), и больничных тестеров зрения либо координации, и Plug&Play-телеигр - да мало ли чего ещё. Однако, сколько ни гадай о возможном предназначении устройства, ясности это не внесёт ни грамма.