Платформа: Arcade
Дата выпуска: 20.11.2019
Жанр: Life Simulation / Horse Racing / Medal Game
Разработчик: SEGA Interactive R&D1
Издатель: SEGA
Японский аркадный бизнес может похвастаться наличием тёмных сторон, непостижимых многим иностранцам из-за культурного и языкового барьера. Например, наряду с видеоиграми, в залах по всей Японии очень популярны так называемые medal game - разновидности игр, где выигрыши выдаются не в деньгах, а в специальных жетонах. Предметом данного обзора будет одно из наиболее хардкорных развлечений подобного типа - долгоиграющая аркадная серия StarHorse от всеми любимой SEGA. StarHorse (она же SutaHo) - это симуляторы лошадиных бегов (скачек), впервые появившиеся в аркадных залах Японии в 2000 году и с тех пор завоевавшие дикую популярность среди игроков старших возрастов. Разумеется, аналогичные тайтлы выходили и раньше, преимущественно на домашних консолях и компьютерах, но SEGA перевернула игру, создав особый аркадный экспириенс.
На сегодняшний день самым актуальным релизом является StarHorse 4 и сейчас вы слегка офигеете от того, как в это играть. Для начала потребуются жетоны - в далёкие нулевые они были металлическими и их надо было приобретать за наличные в диспенсере. С приходом цифровой эпохи жетоны стали виртуальными (кто сказал микротранзакции?), для их покупки необходима карта Aimo (продается в любом зале и используется для сохранения прогресса в аркадных играх), она регистрируется на специальной стойке, там же сканируется отпечаток указательного пальца - он потребуется при каждом пополнении баланса жетонов. Далее в терминале за реальные банкноты (либо через кредитку в официальном приложении для смартфона) покупаются виртуальные жетоны, зачисляемые на уже упомянутую Aimo, и наконец-то можно начинать играть.
Кабинет StarHorse 4 (ака SutaHo Island) представляет собой кабинку с большим тачскрином и удобным креслом, где для комфортного времяпрепровождения игрока есть всё - слот для зарядки телефона, порт для наушников и даже мышь для тех, кому не нравится тыкать пальцем в экран. Также перед рядами кабинок установлены большие LED-панели - на них показывают непосредственно внутриигровые забеги, а в остальное время крутят различные CGI-ролики про скачки (кстати, SEGA имеет официальную лицензию JRA, японской ассоциации лошадиных бегов).
О самом геймплее - в StarHorse 4 игрок выступает в роли заводчика лошадей и тренера жокеев. Когда лошади и жокеи прокачаны до определенного уровня, их можно выставлять на бега против ИИ или других игроков и, конечно же, делать ставки. Ну а если вдруг наскучили скачки, то в игре также имеется полноценный покер (жаль, что не блэкджек) со ставками и анимешными девчонками в роли крупье. И вот здесь у читателей наверняка возникнет вопрос - а ничего, что азартные игры в Японии запрещены законом? Так-то оно так, но, если денежных призов не предусмотрено, то никаких проблем - мало того, виртуальные жетоны нельзя обналичить и потому возможности для сомнительных манипуляций сильно ограничены. Однако, несмотря на законность всего происходящего, мы имеем дело с очередной вариацией гэмблинга, в которую склонные к азарту японцы регулярно просаживают десятки, а то и сотни тысяч йен.
Наконец, кто же в это играет? Как правило, засиживаются за StarHorse 4 усталого вида мужики от 35-40 лет, как правило, сотрудники различных компаний - так они снимают стресс по вечерам и особенно по выходным. Судя по всему, подобных людей очень много, ибо игра генерирует немалую долю прибыли для аркадных залов и разработчика в лице SEGA (к слову, объём продаж кабинетов предыдущей части StarHorse составил 40 с небольшим миллионов долларов). По правде говоря, грустно это всё.
При подготовке к написанию обзора, изучении материалов и общении с сотрудниками залов у меня постепенно сложилось мнение о том, как аркадный гейминг выжил в Японии - вполне логично, что собирая 100-йеновые монеты на шмапах и Стрит Файтере, долго не протянешь. Но, если бизнес диверсифицировать, активно эксплуатируя любовь местного населения к розыгрышам призов и азартным играм, а также прикрутив фансервис и микротранзакции почти ко всем новым тайтлам, можно существенно увеличить трафик клиентов и стабильно выходить в плюс. Положительным побочным эффектом данной практики является то, что ретро автоматам в такой бизнес-модели пока находится место - воистину, нет худа без добра.