Платформа: Arcade,
Sega SaturnДата выпуска: 12.09.1991 (arcade), 24.05.1996 (Saturn)
Жанр: Scrolling shooter
Разработчик: Taito (arcade), Ving (Saturn)
Издатель: Taito (arcade), Ving (Saturn)
Metal Black - горизонтальный скролл-шутер 1991 года с возможностью игры вдвоём от Taito, который по изначальной задумке должен был стать не то сиквелом Gun Frontier, не то третьей частью легендарной серии Darius, однако, однако, в итоге тайтл получился непохожим на своих предшественников. Одной из особенностей Metal Black является мрачная атмосфера - согласно сюжету, Земля была оккупирована расой пришельцев под названием Немезида, применивших мощное лучевое оружие, питавшееся от молекул, называемых Нювалонами. Земное правительство запустило тайный проект по изучению данных молекул, в результате чего были построены тысячи истребителей CF-345 Black Fly, использовавших инопланетные технологии. Однако, вскоре политическое руководство землян капитулировало, попутно заключив пакт о ненападении с оккупантами. Здесь и начинается игра, так как один из пилотов угоняет истребитель Black Fly с целью уничтожить расу Немезида и освободить родную планету.
О геймплее - по большей части, Metal Black играется как и любой горизонтальный шутер, но с набором интересных нюансов. Например, у игрока из стандартного оружия имеется только лучевая пушка, а бомбы отсутствуют вообще. Для повышения огневой мощи требуется собирать те самые молекулы-Нювалоны, заполняя полоску энергии, разделённую на пять уровней. При достижении третьего и особенно пятого уровня, зажав и удерживая кнопку супер-выстрела можно активировать мощный луч, наносящий большой урон, а при однократном нажатии из корабля начинают бить молнии, уничтожающие всё вокруг - в обоих случаях штатное орудие затем откатывается до базовых значений, так что навык элементарного ресурс-менеджмента явно не помешает. Но настоящее веселье наступает при борьбе с боссами, ибо они тоже собирают Нювалоны и накапливают энергию - при одновременной активации спецоружия начинается дуэль на лучах, когда на экране возникает энергетический шар и игроку надо быстро нажимать кнопку стрельбы, чтобы этот шар перехватить и запустить в главгада. Если шар красного цвета, то его контролирует босс и дела плохи, если фиолетового - значит, есть шанс резко испортить здоровье оппоненту. Всего в игре шесть основных уровней и два бонусных, во время коих надо быстро отстреляться ракетами по вражеским кораблям.
Отдельного упоминания заслуживает визуал - если в первом уровне мы пролетаем над разрушенным войной городом, а во втором ожидаемо отправляемся в космос, то уже в третьем начинается абстракционизм, скатывающийся в откровенную психоделику при битве с последним боссом. Кстати, в Metal Black есть две концовки, зависящие от исхода финальной битвы: если погибнуть и не использовать continue, то покажут плохую, если победить - “хорошую” с претензией на майндфак (с другой стороны, это вполне объясняет происходящий на экране абсурд). Музыку к Metal Black писал Ясухиса Ватанабэ, участник легендарного коллектива Zuntata. Саундтрек полностью соответствует визуальной составляющей игры - он очень меланхоличный, с обилием синтезаторов и необычных сэмплов. ИМХО, очень цельный и интересный набор композиций получился, недаром его столько раз переиздавали.
Оригинальный аркадный релиз Metal Black и его порт для Sega Saturn 1996 года получили смешанные оценки критиков и игроков, тем не менее, игровая механика данного тайтла впоследствии окажет существенное влияние на серию Darius и послужит источником вдохновения для прекрасного скролл-шутера
Border Down от студии G.Rev (композитором которого будет значится уже упомянутый Ясухиса Ватанабэ).
Metal Black - неидеальный, но очень атмосферный шутер с годным саундтреком и интересным геймплеем, который крайне рекомендован к ознакомлению всем фанатам жанра. Кроме того, Taito не забывали о своём наследии, неоднократно перевыпуская игру на множестве платформ, поэтому легальных способов поиграть вполне хватает - например, недавний
Metal Black S-Tribute, доступный в Steam и на всех актуальных ныне консолях.