4-я, заключительная по номеру и предпоследняя по счету игра серии на PC-Engine CD. Неужто создатели игры наконец-то в геймплейном плане сделали все как надо? Если, конечно, не учитывать сложность игры...
Valis 4 - The Fantasm Soldier (PCE CD).Помнится, в отзыве на первую часть Valis я писал, что эта серия игр ценна исключительно как явление. А вот в таких аспектах, как геймплей, ничем выдающимся она не отличается. Сейчас, пройдя 4-ю часть этой японской саги, могу с уверенностью сказать - теперь игру серии Vails можно и за геймплей ценить.
1-я и 2-я часть с глубиной игрового процесса особо не заморачивались. В этих играх мы управляли японской девочкой с волшебным мечом, фонтанирующим всполохами энергии; бегали по уровням, били врагов и боссов. Если магическая шкала была полной, использовали магию. Из примечательных моментов можно было отметить чудо-подкат главной героини, с которым можно было лихо перелетать те пропасти, на которые не хватало длины прыжка. Впрочем, во 2-й части у героини и подката не было.
Совершенствовать геймплей начали с 3-й части. В компанию к главгероине - синеволосой японской школьнице Юко - добавили еще двух персонажей с другим оружием и способностями. Заодно подкрутили сложность, сделав врагов более сильными, чем в прошлых играх, а дизайн уровней - более изощренным. Правда, ради уместности использования новых героинь пришлось урезать способности самой Юко, а сложность левел-дизайна была достигнута за счет откровенно дешевых моментов - вроде врагов, расположенных на краях пропастей и скидывающих вас вниз при касании о них.
Видимо, понимая, что в 3-я часть во многом получилась топорной и сырой, разработчики провели серьезную работу над ошибками. И, благодаря стараниям создателей, Valis 4 можно смело назвать лучшей частью серии. За геймплей, как минимум.
Хотя, сразу стоит обговорить ту ее особенность, которая, напротив, может отпугнуть неподготовленного игрока. Valis 4 сложна. Это самая трудная игра в серии, не дающая игроку поблажек. В некоторых моментах игрушка вот прям беспощадно сложна. Но если вы, как я высокую сложность не считаете недостатком, и наслаждаться игровым процессом куча игровых препон вам не мешает, то Vails 4 определенно для вас подойдет.
Справедливо сочтя нововведение с тремя играбельными персонажами в Vails 3 удачным, разработчики V4 также поместили в игру троих героев. Причем, все трое персов новые - ни одна из героинь V3 тут играбельной не стала. Юко, как мы знаем из концовки 3-й части, доросла до звания богини, и протагонисткой быть перестала. У сестры Юко, Вальны, для неучастия в игре есть уважительная причина - ее похитил очередной темный властелин, уже четвертый по счету. (Умиляет желание создателей серии в каждой игре злодеями делать разных персонажей, но при этом похожих друг на друга, как две капли воды. Вот бы было так, к примеру, в Мегаменах! В первой части боремся с сумасшедшим ученым - доктором Вайли, во второй - с чокнутым доктором Мэдом, в третьей - с ученым-негодяем доктором Бэдом... Впрочем, я отвлекся) А темная эльфийка Чам командует армией, и ей тоже не до приключений.
Так что теперь под нашим началом команда из новых героев. Спасать сказочный мир в этот раз будут две сестры - Лена и Аму. А также Асфал - отец тутошнего главного злодея, пытающийся вразумить своего спятившего сынулю. Да, в V4 впервые за всю серию мы можем поиграть за мужского персонажа. Правда, специфического.
Но сначала о девчонках. Красноволосая Лена - главная героиня игры, пришедшая на место синеволосой Юко. Способности у нее такие же, как у Юко в 3-й части: воздушные волны из меча, чудо-подкат со скольжением через пропасти. Подкат, правда, после V3 понерфили: теперь им нельзя наносить врагам урон. Зато неуязвимость при скольжении оставили. А вот у ее сестренки Аму умения другие. Подката у девушки нет совсем, зато есть двойной прыжок, без которого при подъемах наверх не обойтись. А в качестве оружия у Аму выступает, внезапно, ручная боевая птица, бьющая врагов как бумеранг. Птичка уступает мечу Лены в скорости атаки, зато выигрывает в дальности.
Тяжеловесный Асфал играется совсем по-иному. Платформинг явно не его конек - прыгает закованный в броню гигант из рук вон плохо. Зато атаки у него мощные - сгустки энергии в виде звериного оскала, бегущие по земле. Главный козырь Асфала - полный иммунитет к шипам и энергетическим лучам. Благодаря этой особенности здоровяк способен пробраться туда, куда девчонки без получения урона попасть не смогут.
Систему магии в V4 пересмотрели. На первый взгляд магические способности героев урезали - теперь у каждого персонажа только один вид чар, а элементные разновидности колдовства (огонь, лед, молния) канули в лету. Но в то же время магия превратилась из дополнительной атаки во вторую основную. Начинает каждый персонаж уже с магическими способностями, и шкала MP, опустошаясь, потом заполняется автоматически. Правда, безгранично использовать магию все равно не получится. Во-первых, изначально шкала MP у нас на минимальном уровне. Чтоб ее прокачать, надо собирать синие сферы, выпадающие из некоторых врагов. Подбор одной сферы увеличивает шкалу, прокачивая магию до 2-го уровня, и, к великому счастью, эта прокачка не пропадает после траты жизни (зато после траты конта еще как пропадает!). Взятие второй сферы прокачивает магию до 3-го, ультимативного, уровня, при котором мы можем мощной атакой поразить всех врагов на экране. Но лишь единожды - после применения шкала магии слетает до 2-го уровня. И, пока не подберем еще одну синюю сферу, крутой атаки нам не видать. И, во-вторых, если вы не убереглись от вражеского урона, у вас не только пропадет часть здоровья, но и обнулится вся шкала магии. Так что спамить чарами "вперемяс" у игрока не получится. Если хотите швырять во вражину файерболлами, придется спасаться от его ударов.
Такая магическая система мне нравится - благоволит к использованию боевых тактик, что делает игровой процесс увлекательнее.
Помимо синих сфер мы можем подбирать и красные. Они прокачивают у персонажа все остальное, помимо магии - шкалу HP, разброс атак, их дальность и т.п. После потери жизни все это обнуляется.
Еще мне понравилось, что у каждого героя свои способности. У Лены подкат, у Аму - двойной прыжок, у Асфала - неуязвимость к шипам и лазерам. Теперь переключаться с одного героя на другого нужно не только ради разнообразия, но и по необходимости. Воистину командная работа персонажей.
Если вы читали мои предыдущие отзывы об играх серии Vails, то могли заметить, что я намеренно не уделял большого внимания сюжету. Все от того, что сюжеты там типичные для японских игр. V4 в этом плане недалеко ушел. Но все-таки история игры способна затронуть игрока из-за того, что она напрямую соприкасается с геймплеем. Ибо ближе к концу игры мы теряем Аму, а чуть позже выходит из строя Асфал. Под конец у нас остается только Лена, которой в одиночку приходится преодолевать кучу опасностей, дабы ликвидировать главного гада. И в видеороликах игры весь этот накал хорошо отражен.
Да и нынешний злодей, несмотря на свою неоригинальность, заставляет с собой считаться. Прежде всего потому, что он - очень сложный босс.
Вообще о финальном боссе этой игры впору писать отдельный отзыв. По сюжету мы с ним сталкивается несколько раз за игру. И, если первые схватки в меру трудны, но терпимы, то последняя битва - что-то с чем-то! Голова нашего злодея летает по экрану, как хочет, атакует где хочет и когда хочет. И мало того, что HP у башки немеряно, так она еще и раз за разом становится неуязвимой для наших атак, затягивая и без того долгий бой.
В общем, последний босс здесь крепкий орешек. С наскока его не одолеть. Нужно много ловкости и много терпения. К тому же, прокачка персонажа ничуть не облегчит вам битву. Чем выше будет ваш уровень, тем сложнее будет главный босс. Не замечал, чтобы на обычных боссах игры был такой ранкинг, но на финальнике он есть.
Тем не менее, я бы не назвал босса читерским или нечестным. Ибо всегда есть возможность уклониться от его атаки. Другое дело, что порой это очень непросто.
Мне в битве с главбоссом очень помогла магия 2-го уровня у Лены - вращающаяся вокруг героини энергетическая сфера. Именно против этого боссяры она удобна, потому что он часто у вас над головой летает.
Так или иначе, неудобоваримый главнюк все же не повлиял на получение удовольствия от прохождения игры.
В итоге, уверенно можно сказать, что V4 получилась самой проработанной игрушкой в серии, выводящей ее на новый качественный уровень. И, если первые три части я принял для себя с оговорками, то V4 могу смело назвать стоящей, полноценной игрой, ради которой имеет смысл познакомиться с консолью PC-Engine CD.
Жаль, что на 4-й части история серии Vails, какой мы ее знаем, собственно и закончилась.
Но отзывы о классических Valis'ах еще не закончены - ведь были порты номерных игр серии на другие системы...
Добавлено позже:Да, я же написал в конце какие бонусы были. Но сами игры идентичны
Что-то я пропустил.
Ну, то, что предлагалось, больше как-то для фанатов серии подходит, чем для непосвященных.
Культ поклонников Super Valis IV для тебя всегда открыт !
Учту пренепременно.
Кому может понравится серия Валис? Ну, скорее всего 12-16 летним подросткам, которых начинают интересовать девочки, ведь тут у нас полуголые японо-фифы в броне лифчиках.
К сожалению, в Валис играх нет ничего, кроме полуголых персонажей. Серия родилась на японских компах, где эро игры процветали и вот Валис попыталась на их фоне быть не просто эро игрой, но и чем то больше. Это у нее получилось, но вот дотянуться до добротных платформеров не вышло. Разработчики наклепали кучу игр на разных платформах, но сделать игру с интересным геймплеем, физикой и уровнями так и не смогли и серия загнулась. В итоге, сегодня к Валис слетаются как мотыльки на огонь новые игроки, привлеченные красивыми персонажами, но получают разочарование, из-за того что в это играть можно разве только "с голодухи".
SavitarSvit, с высказываниями могу согласиться, но ты как-то все обобщаешь и подводишь под негативное мнение. Можно и по-другому оценить.
Серия родилась на японских компах, где эро игры процветали и вот Валис попыталась на их фоне быть не просто эро игрой, но и чем то больше. Это у нее получилось...
Это-то и главное.