Игра-легенда по мотивам "1001 ночи". Наверно, не буду писать о всех упомянутых версиях, а то будет слишком много текста, расскажу о тех, которые можно попробовать.
Начнём с версий от самого создателя, Джордана Мекнера. Первая вышла в 1989 году на Apple II, она хоть и проходима, но имеет ряд неудобных моментов: ощутимое торможение при обилии движущихся объектов (пламя факелов, решётки, резалки, стражники), ожидание проигрыша мелодии после победы над стражником, быстрая скорость бега. Следующий вариант вышел на DOS и уже был хорошо оптимизирован. По современным стандартам в нём есть только два спорных момента: отсутствие музыки и однообразная окраска подземелий. Однако уже в версии 1.3 катакомбы окрасили по-разному. Наконец, третьей, коронной версией стал Macintosh. К тому времени Джордан подглядел графические красоты в портах своей игры на японские компьютеры и картинка здесь расцвела. Музыки на уровнях почему-то так и не появилось, возможно, такова была оригинальная задумка.
DOSMacintoshСледующими упомянем версии, которые от DOS особо не отличаются и почти на 100% копируют версию 1.0, где все подземелья серые. Это варианты для Amiga и Windows, последний называется SDLPoP v1.22 и вышел в 2014 году. Если на Amiga единственное отличие - что зелёный дымок из необычных кувшинов заменили на жёлтый. На Windows добавили кучу разных свистелок, типа быстрых сохранений или графических фильтров.
Далее рассмотрим младшие версии - варианты на платформы 8 бит и ниже. Обычно туда не было возможности перенести досовскую версию целиком.Первой отмечу Commodore 64, версию для которого довёл до ума Андреас Варга (Mr. SID) в 2011 году. И это отличная версия! Небольшим минусом являются графические упрощения при анимации, герой больше пикселизируется (идёт квадратиками), а пламя факелов менее полноогневое. Зато уровни раскрашены: подземелья бывают фиолетового, зелёного, серого и коричневого цветов; дворец же стал приятного песочно-золотого окраса.
Нельзя, разумеется, не упомянуть версию на NES. Тут появляется, наконец,
музыка на уровнях! Свершилось! Подземелья стали сиренево-бирюзовыми. Управление стало более простым: для далёкого прыжка не надо жать вверх и вперёд, достаточно одной кнопки. Пропал "синдром каратеки", когда герой не успевает достать меч и страж закалывает его на бегу. Не обошлось и без недостатков. Нельзя сделать "примерочный" дополнительный шажок из оригинала, где герой делает махонький дошаг к самому краю пропасти или к краю резалки. Прыжок на 12 этапе стал трудным. Правда, его можно по-хитрому обойти, но это немного другая история. Герой может иметь не больше 5 единиц здоровья. Боёвка стала менее плавной, нельзя меняться местами со стражниками.
Вариант для Atari XL/XE завершён в 2021 году командой Atari 8 bits for ever Team. И их работа впечатляет! Подземелья получили хорошую детализацию фонов (камни!) и разные окрасы - синий, серый, фиолетовый. Даже дворец стал двух вариантов - более красный и более жёлтый. Единицы здоровья выполнены не треугольниками, а красивыми склянками. Как и в версии на C64, есть графические упрощение с большей пикселизацией героя и пламенем.
Порт на BBC Master сделал в 2018 году Киеран Коннелл. Видимо, система не очень мощная, поэтому кожа у героя ярко-розовая, а звуки резковаты. Однако в плане игрового процесса версия достойная: фехтование перенесено хорошо, стражники слышат шаги, прыжки с разбега тоже работают по знакомым по DOS лекалам.
Как можно видеть, из младших версий, вышедших в 90-е, именно несовская является лучшей, те же, которые могут сегодня с ней посоперничать, были выпущены уже в XXI веке. Однако это не повод их пропускать!
Переходим к старшим версиям - на платформы 16 бит и выше. На постоянной основе появляется музыка на уровнях, детализированные фоны и будущий принц получает в своё распоряжение тюрбан и туфли с загнутыми носами. Но главное - появляется возможность добавления новых уровней.Впечатляет, что в тот же 1990 год, когда появилась версия для DOS и за два года до появления варианта на NES, в Стране восходящего Солнца стараниями компании Arsys Software на компьютере PC-9801 появляется первая старшая версия с теми чертами, о которых писал выше - музыка на уровнях, детализированные фоны, тюрбан и туфли с загнутыми носами. Не обошлось и без нового контента -
после битвы с Джаффаром мы идём на крышу здания, где нас ожидает ещё один бой на фоне красивых задников - Луна, звёзды, ночной город под нами. В конце герою даже поставят памятник рядом с дворцом!
Через год появляется версия для Sharp x68000. Плавность рисовки там радует глаз. Говорят, именно в этой версии Мекнер подглядел, как лучше изобразить героя и уровни для своей "верхней" версии на Mac. По сути, игра являет собой довольно точный порт с PC9801 с прокаченной графикой. Правда, есть и такая странная особенность, что переход между экранами занимает многовато времени. С эмуляцией есть небольшие трудности, вначале установил в эмуляторе нужную частоту, но потребовалось 15-20 минут бегания по первым уровням, чтобы игра перестала лагать, после чего перезапустил и прошёл нормально.
Ещё через год появляется вариант для FM Towns, который также является довольно точным портом с PC9801, но с менее крутой графикой, чем на Sharp x68000. Впрочем, и задержек при переходе между экранами тоже нет. Эмуляция трудна. Во-первых, вам надо смонтировать виртуальный диск с игрой. Во-вторых, вам надо смонтировать виртуальную дискетту, куда игра будет сохраняться (даже если вам и не надо сохраняться). Прибавьте к этому эмулятор на японском языке. В итоге, игра запустилась и пошла, но почему-то без музыки.
Тогда же появляются версии для Sega CD и PC Engine CD. Они, по сути, также являются портами с PC9801, но уже не особо точными, со своими прибаутками. На Sega задники стали более цветастыми, а на Turbografx - наоборот, более мрачными, а полы в замке стали зеркальными. С фехтованием есть небольшие помарки: на Sega CD дистанция увеличена, из-за чего хоть и возможно, но очень трудно поменяться местами с противниками; на PC Engine можно постоянно нажимать блок и враг просто не может нас никак ударить.
Обе картинки - PC Engine CDЛично мне нравится версия на Sega CD, она весёленькая. Правда, с эмуляцией тоже важно не проморгать: берите обязательно образ USA и чтобы на уровнях была музыка. Если образ европейский, нет музыки, или и то, и другое, велик шанс критического бага после первого боя с Джаффаром (до крыши), не позволяющий пройти игру.
Время чемпионов, а именно Super Nintendo. Надеюсь, вы помните компанию Arsys Software, которая в 1990 году на PC9801 выпустила первую версию прокаченного принца, с тюрбаном и музыкой? Кому-то пришла светлая мысль дать им карт-бланш на разработку версии для SNES. В тот же год, когда на FM Towns выходит порт их версии с PC9801, на свет появляется творение Arsys, которое является вершиной возможностей первой части. "Что нового", спросите вы. "Всё", отвечу я.
Старые уровни расширены и углублены, новые уровни добавлены, появляются боссы, здоровье теперь можно раскачать до 15 единиц, а на игру из 20 уровней дают полных два часа. Каждые 2-3 этапа меняется палитра уровней. Есть режим тренировки из нескольких коротких этапов, где можно освоится с основными механиками. Дальний прыжок продублирован: хочешь - прыгай отдельной кнопкой, хочешь - на вверх+вперёд, как на ДОС, хочешь - чередуй. Это надо видеть, просто шедевр. Возможно и Konami, которая издавала игру, тоже давала какие-то советы.
Ну, и напоследок, в 1993 году, появляется вариация для Mega Drive. Сразу скажу, что надо брать только европейскую версию, ибо только там
есть 4 новых уровня и исправлен баг с зависанием музыки на одной ноте. Теперь в игре можно найти 4 бутылочки со временем, каждая добавляет 5 минут. Версия противоречивая. С одной стороны, дворец покрашен очень симпатично, в тёплой гамме тёмно-жёлтого и коричневого, у стен стоят кадки с растениями, окна украшают зелёные витражи, висят синие ковры с вышитыми на них золотыми драконами. Есть пара совершенно новых эффектов, которых нет ни в одной другой версии. Кнопки покрашены в жёлтый цвет и выделены четыремя болтами - теперь они хорошо заметны. С другой стороны, боёвка хуже, чем на NES - блоки беЗполезны: вас так обрасывает, что вы не достаёте до врага контр-ударом. Нельзя меняться местами со стражниками, которые даже не слышат наших шагов. Управление контр-интуитивно: цепляться надо на ту же кнопку, что отвечает за подшаг (а не за прыжок). Есть ещё пара подлянок (на 9 и 16 уровнях), что надо обязательно прыгнуть с разбега в тех местах, где в других версиях можно просто прыгнуть с места или пробежать.