Какая приставка всё же лучше, Сега или СНЕС?Наши учёные пока не дали окончательного ответа на этот вопрос.
СНЕС более позднаяя приставка с большим количеством игр (1757 против 879 на SMD), более мощными графическим и звуковым процессорами. Она позволяла иметь более богатую палитру цветов и симфоническое стерео звучание. На Super Famicom развились и расцвели серии, зародившиеся на более старых системах от Nintendo: Ganbare Goemon 3, Demon's Crest (серия Gargoyle Quest), Super Metroid, Seiken Densetsu 3 (серия Mana); Do-Re-Mi Fantasy (продолжение приключений Милона), Final Fantasy VI, Link to the Past и уличные драки Nekketsu - Kunio-tachi no Banka. А ведь какие-то серии появились уже на Super Famicom, достаточно упомянуть Chrono Trigger, Donkey Kong Country и "земную трилогию" от Quintet. Не обошлось и без вездесущего итальянца в красной кепке - кроме новый частей Super Mario World и Yoshi's Island, выходит сборник ремейков трёх частей с обновлённой графикой и возможностью сохранения прогресса между этапами.
Capcom выпустила на ней два продолжения своего аркадного хита Final Fight, трилогию Magical Quest с Микки Маусом, продолжение серии Megaman вместе с подсерией Megaman X, хорошую игру про Гуфи, порты своих аркадных битэмапов King of Dragons и Captain Commando. Konami вела более хитрую политику, однако и она на СНЕС выпустила более продвинутые версии битэмапа и файтинга по Teenage Mutant Ninja Turtles, 4-ю часть Parodius в дополнение к улучшенной третьей, Batman Returns и две игры по TwinBee - леталку и бродилку. Madou Monogatari на широких полях СНЕС наконец-то смогла выйти из своих псевдо-3D коридорных подземелий на свежий воздух. Британцы Gremlin Graphics решают выпустить на SNES гоночную трилогию Top Gear. Как и в случае с Magical Quest, SMD достался только порт второй части. Polestar выпускают свою единственную игру в жанре бродилки именно на Super Nintendo, удивительно, что с первой попытки у них получается один из лучших платформеров той эпохи - Magical Pop'n.
Запомнилась система и своими славными ремейками: Prince of Persia стал в два раза больше, Ninja Warriors обрели новую динамику и размах, Castlevania показала новые грани мрачной готики, Cotton же, наоборот, стал более красочным и дружелюбным. Если говорить о жанрах, то СНЕС является признанным лидером по ролевым играм. Также на этой платформе вышел, вероятно, лучший 16-битный квест - Marvelous - Mouhitotsu no Takarajima. По количеству битэмапов SNES опережает Mega Drive. Хороших леталок-стрелялок на СНЕС тоже хватает. Игры выходили чуть дольше, чем на SMD: например, в 1997 появилась на свет Gunman's Proof - "Зельда с револьвером" в антураже Дикого Запада.
Мега Драйв обладает более быстрым основным процессором и обычно имеет более широкий обзор экрана. Синтезаторная звуковая система позволяла лучше звучать музыке стиля "техно". Платформа появилась как технически продвинутый конкурент Famicom, но по ходу её жизни на свет появилась и Super Famicom, уже в соперничестве с которой родилось немало удивительных проектов. Сама Sega тоже разрабатывала игры, причём не только для приставок, но и для игровых автоматов. Этот опыт позволил схватится со SNES в важном для того времени поле битэмапов. Во-первых, уже в 1989 году, ещё до культового Final Fight, Сеге удалось создать фэнтезийный боевик по мотивам фильмов о Конане - Golden Axe. Там уже чётко прослеживается разница между персонажами и даже есть бег! Во вторых, в 1991 году компания делает первую часть Streets of Rage прямо по мотивам Final Fight. В противовес странствиям Линка Sega разрабатывает King Colossus. На ниве платформеров она в 1990 году выпускает Castle of Illusion, а в 1991 году на экраны уже выбегает синий ёжик. Сеговские торговцы даже использовали такой приём: ставили рядом два телевизора, на первом запускали Sonic, на втором - Super Mario World. Знаменитый Comix Zone - тоже плод работы одного из сеговских подразделений.
Konami - флагман в мире бегалок-стрелялок, именно в SMD увидела потенциал для выхода Contra Hard Corps - одного из хитов, как определивших лицо приставки, так и продвинувшее жанр на новую высоту. Ещё для Сеги она приготовила Rocket Knight Adventures. От самой Konami отделилась компания Treasure, решившая работать над играми для Mega Drive - их трудами вскоре появились стрелялка Gunstar Heroes и приключенческая бродилка Light Crusader, а для любителей чего потрудней - Alien Soldier. Когда Konami только на СНЕС выпустила третий Градиус, от другой фирмы уже через полгода на SMD выходит "свой Gradius" - Gley Lancer. Производитель бытовой техники JVC под торговой маркой Vik Tokai выпустил одну из лучших леталок того времени - Battle Mania Dai Gin Jou. Разработчик серии Wonder Boy - фирма Westone, обходит Nintendo стороной и именно на SMD выпускает пятую, а потом и шестую части серии (Monster World IV).
На Mega Drive куда больше проектов от неяпонских разработчиков. Китайцы подарили нам Barver Battle Saga и Water Margin, норвежцы - Pocahontas, британцы - Aladdin, французы - Flashback, североевропейцы - Misadventures of Flink, австралийцы - Blades of Vengeance, американцы - Robocop vs. the Terminator, X-Men 2: Clone Wars, Zero Tolerance. Тень Линка долго бродила рядом и попытки сделать "Зельду на Сеге" продолжились и после King Colossus и Landstalker, выйдя на новый виток вместе с Beyond Oasis и Crusader of Centy. По жанрам можно сказать, что Mega Drive держит первенство по количеству хороших бегалок-стрелялок, а также обладает лучшей стрелялкой от первого лица из всех 16-битных консолей - Zero Tolerance. Обозреватели выделяют также хорошие спортивные симуляторы на этой системе.
Вывод: обе приставки очень достойные и обладают богатой библиотекой игр. Понимаю, что для многих у нас Mega Drive вызывает тёплые ассоциации с беззаботными днями детства. Похожие образы возникают у игроков из Штатов в отношении SNES. Думаю, пришло время отбросить предрассудки в отношении тех систем, которые встречались у нас редко и просто радоваться хорошим играм, независимо от того, на какой приставке они вышли.