"Jet Set Willy" когда-то стала для меня одной из самых первых компьютерных игр, в которые я играл дома на телевизоре. Пара привез из рейса "Атари 800", с ней несколько аудиокассет, с которых эти игры загружались, и там, среди прочего была и эта игра.
Она в те времена относилась в меня к разряду любимых, пара не тоже очень любил. Но какая же сложная для нас она была! Да, собственно, игра и правда непростая. Суть ее в том, что главный герой, шахтер Вилли, должен обойти весь свой огромный дом (каждая комната на экране подрисана, например, "Кухня", "Чердак" и т.д.) и собрать разбросанные по нему вещи, тогда жена Мария пустит его к кровати в спальне. А так она стоит у входа в комнату, и мимо нее пройти нельзя.
Комнат много, практически в каждой есть враги или убивающие препятствия. Обходить или перепрыгивать врагов и препятствия сложно, падать можно только с небольшой высоты, иначе погибаешь. Любое касание того, что убиваешь - смерть. Жизней даётся штук семь, но их очень легко растерять. Контов нет.
В игре было очень интересно исследоввать дом, забредать в новые места. Мы доходили достаточно далеко, не имея при этом понятия, сколько и чего ещё осталось.
Игра интересна среди прочего, на мой взгляд, тем, что враги в ней иногда напоминают какие-то бытовые предметы: лезвие, циркуль.
Пройти сию игру нам так и не удалось. Уже во второй половине 2000х я пытался пройти ее с сохранениями. И даже это мне не удалось. Потом я вычитал в Интернете, что она непроходима, не хватает предметов. Я даже писал одному из создателей игры, но он мне ничем не помог, написав, что я, наверное, елинсивенный, кто пытался пройти игру всерьез
Тут, на эмуленде , ещё позже мне помогли научиться менять кардиналы положения Вилли, и я попал в зону, куда не пускает жена. Но это ничего не изменило. Как и назначение любого количества собранных предметов.
На "ZX Spectrum" игра проходима. В ней был баг, состоявший в том, что после посещения чердака персонаж начинал погибать вроде как без повода в разных комнатах. Создатели игры сначала заявляли, что это изначальная задумка, и на этой стадии прохождения якобы в доме выделяется ядовитый газ. Однако затем признали, что это баг. Насколько помню, была выпущена исправленная версия или типа того.
На '"Спектруме" графика, пожалуй, лучше, а также управление, скорость выше. Но вот в чем версия для "Атари" гораздо сильнее, так это в музыке. На протяжении всей игры звучит великолепная, с моей точки зрения, композиция Роба Хаббарда (в моем детстве папа, мама и я думали, что это музыка, написанная Жан-Мишель Жаром, потому что стиль похож).
Кстати, интересно, что в версии для "Атари" есть комната с огромной надписью "DIE MORTAL". Попадая туда, ты падаешь со смертельной высоты и ничего не можешь сделать. После смерти респаунишься - и снова то же самое. И так теряешь все жизни, сколько бы их у тебя ни было - очень жестокая ловушка. В версии для "Спектрума" этой комнаты нет.
Так игра выглядит на "Атари":
А вот так на "Спектруме":
Сам Вилли изображен настолько по-разному, что у меня ощущение, что это разные персонажи.
Насколько я знаю, версия для "Спектрума" популярнее, как минимум, в русскоязычном пространстве. Но моя родная - это версия для "Атари".
Ну и, конечно, музыка из версии для "Атари":