Мне трудно сказать, как слово "телефон" употреблялось изначально. Знаю, что с определенного момента долгие десятилетия оно обозначало обычный стационарный телефон. По умолчанию. Не знаю, существовало ли тогда вообще понятие "стационарный телефон". Отдельно выделяли "телефон-автомат" ("таксофон" у нас не говорили, как я понимаю, это слово пришло позже. Я вообще сначала думал, что таксофон - это особый телефон-автомат, который работает с помощью карточек, и только такой).
Потом появились радиотелефоны, их тоже могли выделять, хотя, если не было необходимости, называли просто телефоном.
С появлением мобильных телефонов их называли "мобильный телефон", "сотовый телефон", "мобильник", "сотик", "мобильный", "сотовый" (в Украине "сотовый" очень быстро ушло, в России держалось гораздо дольше. Про другие русскоязычные регионы не знаю). И мобильный телефон был противопоставлен "просто" телефону.
А потом ситуация перевернулась. Теперь "телефон" - это по умолчанию мобильный, а в других случаях говорят "стационарный телефон".
И это, разумеется, отражает реалии.
При этом ныне телефоны служат, прежде всего, не для звонков. Даже, если считать звонки в Интернет-мессенджерах. Все равно основная масса людей (не все, но основная масса) людей использует их, прежде всего, для пребывания в сети, чтения, просмотра видео, а также как фото- и видеокамеру. Собственно, речь в этом случае о смартфонах. Но называем мы их, в основном, телефонами. Хотя это, по сути, уже просто сохранившееся историческое название, которое сохраняется в том числе, вероятно, потому что мы не ощущаем его внутренней мотивации. Де-факто это уже не телефоны, а другие устройства, те самые смартфоны. Правда, в отличие от компьютеров, у них все-таки сохраняется телефония. Но она есть и у части планшетов, которые телефонами никто не называет, хотя современный мобильный телефон куда ближе к планшету и даже компьютеру, нежели к старому доброму стационарному телефону, да даже, наверное, и к первым мобильным.