Shadow of the Colossus (PS2)
Есть такой набивший оскомину вопрос: "Являются ли видеоигры искусством?" Сам я больше склоняюсь к отрицательному ответу. В большинстве своем игрушки подстраиваются под игрока: предлагают ему набор устоявшихся стереотипов, кастомизацию всего и вся, демонстрируют лояльность современным трендам. А ведь настоящее искусство ни под кого не подстраивается. Оно просто есть. Человек, созерцая предмет искусства, сам дорастает до его уровня. Ну, или сразу не принимает. Все от человека зависит.
Но речь обо всех играх скопом. А вот некоторые, отдельные, игры - это точно искусство.
Shadow of the Colossus - из таких.
Что поражает с первых минут - непохожесть игры на все, что мы знали до встречи с ней. Мы оказываемся в просторном (в меру просторном!) открытом мире, не населенном никем! Пустынном. Кроме птиц и ящериц, никого в запретных землях не водится. Вдуматься - игра, в которой нет обычных врагов вообще! Единственные существа, с которыми мы будем иметь дело - шестнадцать колоссов, на которых намекает название игры.
История тут простая и не навороченная. Но тем не менее цепляет сразу. Юноша спешит на коне в Запретные Земли, везя с собой тело возлюбленной, которую хочет воскресить любой ценой. В заброшенном храме таинственное существо (явно недоброе), узрев украденный героем Священный меч, соглашается дать девушке жизнь. Но взамен парню нужно разрушить 16 статуй, расположенных тут же в храме. С каждой статуей связан великан-колосс. То есть, чтобы уничтожить статуи, надо найти шестнадцать колоссов и убить их всех.
Колоссами существа зовутся не для красного словца. Они действительно ГИГАНТСКИЕ. Игра даст игроку это прочувствовать в полной мере.
Но как можно уничтожить громадное создание? Магический меч поможет. Взобраться на великана, найти на его теле руну, вонзить оружие несколько раз - и победа над огромной тварью станет посильной! Правда, при этом нужно еще сообразить, как забраться на невероятной высоты существо, а, когда взобрался, надо еще удержаться, ведь колосс не станет терпеть двуногую блоху на своем теле - он вовсю будет дергаться, чтобы вас сбросить. Но зато когда справился - испытывай в полной мере чувство радости, что смог сразить такую гору!
Есть, правда, и небольшие колоссы, с вагон величиной, но они самые агрессивные из всех, и приключений с ними тоже будет много.
Вся игра в общем-то и состоит из поисков очередного колосса, нахождения способа взобраться на него и, собственно, сражений. Вроде и умещается в одну строчку вся последовательность действий игрока, но увлекает игрушка нереально. Тот самый мир, который мы исследуем, проработан очень здорово. Атмосферность покинутого, пустынного места чувствуется из каждой детали ландшафта. Искать колоссов нам нужно самостоятельно. Но не вслепую - магический меч поможет. Направляем его на солнце, поворачиваем и ищем направление, где солнечные лучи, отражающиеся от лезвия, сходятся воедино. Туда и держим путь. А пока двигаемся, наблюдаем за местностью и невольно проникаемся безмолвным очарованием покинутого мира.
Спутников у героя нет, но, тем не менее, в своем пути он не одинок. Верный друг - лошадь по имени Агро, на которой путешествует юноша. Расстояния тут большие, пешком не походишь - без лошади никак. (Кстати, почитав материалы по игре, с удивлением узнал, что Агро - именно что кобылица. До того думал, что конь.) Управляет коняшкой компьютер. AI не безупречен, но достаточно умен. Реагирует на команды игрока, при скачке выполняет нужные действия, например, сам поворачивает в сторону, если подскакать к пропасти. Надо ли говорить, что в течение игры всерьез привязываешься к Агро и невольно воспринимаешь его как верного друга, а не просто как безликого бота? Тем более, в битвах с некоторыми колоссами без лошадки не обойтись.
Переходя от лирики к физике. Кнопка R1 в игре - первейшая вещь. Зажимать ее во время прохождения вы будете часто. Еще бы - эта кнопка позволяет герою хвататься за выступы, мох на камнях и деревьях и - главное - за шерсть на теле у колосса, ведь гиганта без этого не одолеть! Потому держите палец на этой кнопке всегда и будьте наготове.
Пожалуй, пока остановлюсь. Если расписать все впечатления и эмоции от прохождения этой великолепнейшей игры, мой пост на форуме сам в колосса превратится. Стоит добавить лишь то, что игра, как только включаешь ее, погружает в себя окончательно и бесповоротно, и для оценки ее приходят в голову лишь самые восторженные слова.
Просто вершина мира игр, единственная и неповторимая.