Можно ненавидеть организацию, но верить. Или без указки организации, вера, которая есть внутри уже не считается? ![Очень громкий смех :lol:](//www.emu-land.net/forum/Smileys/default/lol.gif)
Ты смотришь на религию слишком плоско. С позиции неверующего, так сказать. Любая (наверное) религия предполагает ученичество.
Т.е. смотри, вот есть два чувака. Один хочет изучить JS и делать клёвые сайты. Чтобы самовыражаться и/или зарабатывать копеечку на хлеб. Второй чувак хочет качнуть святого духа. Чтобы найти своё место в жизни и/или получить вечную жизнь.
Первому чуваку совсем не обязательно поступать в университет или доканывать вопросами более опытного кодера. Рядом может попросту не оказаться ни хорошего универа, ни этого самого кодера. Он вполне может нагуглить себя пару хороших учебников - читать их и практиковаться. Возможно, потом у него будет "наставник" на работе, а возможно и не будет. Книг и практики, в принципе, достаточно.
Второй чувак тоже может нагуглить себе книг. Причём это может быть не только священное писание, но и более энтрилевельные комментарии богословов или какая-нибудь "Библия для детей", из которой вырезана часть убийств, инцест и прочий жесткач. И чуваку чтение всего этого добра будет в плюс. Ещё можно молиться-постится - тоже на пользу будет. Но этого недостаточно. Прокачка духа возможна только при живом общении с "более опытным" верующим. Нужно исповедоваться и причащаться. Нужно общаться с духовником. Нужно участвовать в обрядах. И это не фишка чисто православия. У буддистов, например, та же фигня. Есть тексты, медитация, какие-то общие правила жизни. Но есть и тулку ринпоче, которые непрерывной цепочкой перерождений несут в себе более специфичные знания. И в даосизме. "Дао, выраженное в словах, не есть дао" - вот это всё. И где угодно.
Понятно, что с точки зрения
любого нормального человека не религиозного, всё это словоблудие нужно только за тем, чтобы удерживать за религиозными организациями право на некоторое сакральное знание, без которого пастве вообще никак. Однако, ученичество - это часть религиозного концепта. Его нельзя придерживаться фрагментарно. Не может же верующий взять, допустим, десять заповедей, почесать тыковку и сказать - "Ну, список, вроде, норм. Но "не убий" тут явно лишнее. И "не прелюбодействуй". Я их вычеркну, пожалуй", а после этого продолжать позиционировать себя, как православного. Так и с воцерковлением.
Если чувак хочет верить "сам по себе" и дистанцируется от церкви, то он, в лучшем случае, просто не будет развиваться. И, вероятно, не спасётся. В худшем - погрязнет в ереси, и тут уж точно Бог накажет. Ну, а если он "вроде в чо-то верю, но лень разбираться", так он и вовсе очень мягкий агностик, к вере относится примерно никак.