Лучше бы мусолили более провокационные, но менее глупые вопросы. Типа "А на эмулях гонять и пиратить вам религия позволяет?". Или "Зачем Бог создал человека?", "Почему Бог хотел создать человека по образу и подобию Своему, а сделал только по образу?". Разве это не интереснее, чем "бога нет, лол", "а ты докажи", " а ты опровергни", "а ты лол" и т.д. Ну или тему типа "отличие мессии христианства/иудаизма и ислама".
Ты какие-то совсем узко-богословские вопросы в пример привёл. В смысле - они, наверное, представляют интерес только для верующих и только одной конфессии. Тут действительно всплывали интересные темы, да так и не всплыли. Вот, что пытался "навсплывать" я, в более-менее хронологическом порядке:
1. Как верующий человек выбирает конфессию?
Мне кажется, для верующего человека это должен быть довольно серьёзный вопрос, потому что, если соблазниться не тем учением, то или в ад попадёшь, или в колесе Сансары застрянешь, или ещё чего. В любом случае - профукаешь свой единственный шанс. Однако, верующие, обычно, на этот вопрос ответить... ну как-то даже не пытаются. "Открылась истина, которая тебе не положена", да и всё тут.
2. Должен ли верующий мыслить иррационально?
Вопрос дико важный, именно с точки зрения сосуществования верующих и неверующих. Не верующий, будучи замкнутым на материальном мире, может познавать его только методами рационального мышления. Пока, это наилучший способ применения разума. Верующий может воспринимать окружающий мир (уже не только материальный) разумом и душой. При этом душа, естественно, воспринимает мир иррационально, в виде откровений или ещё как. Иррациональное вступает в естественный конфликт с рациональным разумом. И тут у верующего есть очевидные варианты:
- Не мыслить рационально. Вот просто взять, и решить - рациональное мышление не работает. Познание материального мира попросту не нужно. Диалога между верующим и не верующим быть не может.
- Пытаться увязать современную картину мира с религиозными идеями. Этим занимается, например, упоминавшийся выше Кураев. Диалог между верующим и не верующим в этом случае ведётся по законам логики.
- Оставить иррациональное познание нематериальному миру. А материальное познавать рациональными методами.
Креацинисты, как мне видится, пытаются усидеть на двух стульях
- на одном пики точ. По первому впечатлению, они, вроде как, обращаются к логике. Вот, дескать, эволюция - всего лишь одна из теорий, тру-доказательств у неё нет, одни натяжки и вероятности. Но выше я уже показывал, что в рамках логики, буквальное прочтение мифа о сотворении мира не работает в принципе. В этом нет ничего ужасного - совсем не обязательно пользоваться логикой при восприятии религиозного текста. Но тогда об этом нужно честно говорить. Дескать - вот такая у меня картина мира, да, она не логична, за то правильна.
3. Догматичность текстов.
Священные тексты записываются и переводятся людьми. В разные эпохи люди живут в разных контекстах, придерживаются разных языковых традиций. Так вот, религиозный текст целиком состоит из некоторого тайного знания, или в нём есть некий священный месседж, заключенный в рукотворный текст? Грубо говоря, Ветхий Завет такой кровавый и человеконенавистнический из-за ограниченности его смертных авторов, или тут бессмертная сторона подкачала? Потому как Ветхий Завет весьма неоднороден. В нём есть очень глубокая Книга Иова. Но есть и истории, которые кроме WTF ничего не вызывают - типа вот про дочерей лота Лота, которые напоили батю, чтобы от него зачать.
Может ли вообще верующий человек опираться на священный текст, читая его в перевода и вне исторического контекста? Может, лучше воспринимать его только как литературный памятник? Я вот слышал, Джордано Бруно, когда ещё был священником, мог на спор любую фигню цитатами из Библии доказать.
А вот вопрос про то, что человек будто бы произошёл от обезьяны. А что ж тогда нынешние обезьяны в людей не превращаются?
Ты не поверишь...