В свое время этот пост в ЖЖ вызвал буйные волны. Хотя там про Летова, но применимо и к другим исполнителям "музыки для тех, кто видел жизнь"
Давайте таки разберемся. Во-первых, тексты Летова - это что-то из ряда вон выходящее.
Смешно, право: оказываются, некоторые люди считают: ежели что-то не похоже на всё остальное, то это что-то, стало быть, очень качественное: раз оригинально, значит, непременно хорошо. Я философию по этому поводу городить не буду, а скажу просто: я бы с удовольствием пришёл бы к какому-нибудь убеждённому летофилу в обеденное время и наср*л бы ему на стол, и посмотрел бы: сожрёт ли он, как истинный панк, вон выходящую из ряда еды кучу г*вна, или всё-таки проявит себя как позорная фальшивка и будет есть не искренне (уж искренность я гарантирую!) произведённое д*рьмо, а обычную хорошо приготовленную попсовую пищу?
Его поэзию можно понимать, можно не понимать, но в любом случае его тексты нельзя назвать ни примитивными, ни бессмысленными. Так?
То, что выдавливает из себя Летов, ни поэзией, ни даже текстами назвать нельзя: это беспомощные наборы образов (обычно словосочетаний и обычно "прилагательное плюс существительное" или "наречие плюс глагол", реже претендующих на афористичность синтагм), практически никак не связанных — ни синтаксически, ни композиционно, ни сюжетно, ни как-либо ещё: "небо цвета мяса когда ты споткнулся о мёртвую мышь" — в огороде бузина, когда в Киеве дядька. Можно взять строчки из совершенно разных "песен" и составить из них новый зонг, ничем не хуже, что я уже делал как-то в SKL для Йожа. В "песнях" Летова нет абсолютно никакой целостности (при отсутствии связей между образами целостность невозможна), никакого единства (вместо него там унылое однообразие образов), никакой т.н. концепции (её заменяет всё то же однообразие), поэтому это не поэзия, не тексты, а примитивные и бессмысленные кучки слов, отвратительно ритмизированные и очень редко рифмованные. Этот словесный понос выходит из ряда вон исключительно из-за своей экспрессии. Экспрессия в летовских "текстах" достигается двумя способами: либо бесхитростным использованием изначально экспрессивных слов (в основном стилистически сниженных: "ж*па", "г*вно", "наср*ть", мат и т.п.), либо нарочитым нарушением сочетаемости слов — как синтаксической, так и лексической и даже стилистической ("умерла восвояси", "скоро настанет совсем", "целебные баталии", "стая свиней", "истошная кукла", "отравленные тени", "мышиных созвездий червивое дно", "выдуман напрочь", "свинеет моя одиночь", "зарёванный холод", "нерукотворные п*здюли" и прочая "ненаглядная по*бень"). Никакого смысла, кроме эпатажа, в этих примитивных, неестественных искажениях языка, подаваемых как что-то оригинальное и гениальное, нет. Никаких других выразительных средств у Летова тоже нет. Всё. Кроме бессвязных совковых и декадентских образов и экспрессии, построенной на обсценной лексике и чудовищных стилистических ошибках, в "песнях" Летова нет них*я, разве что иногда попадаются цитаты типа "отряд не заметил потери бойца", "невыносимая лёгкость бытия" или "не бывает атеистов в окопах под огнём" (не думаю, кстати, что большинство любителей Летова знают последнюю фразу именно как цитату) — дань постмодернизму, так сказать, причём эти цитаты смотрятся в текстах Летова как жемчужины в навозе. Именно своей злобной у*бищностью и агрессивной бездарностью, так непохожими на нормальные музыку и тексты, Летов и оказывается привлекателен для неискушённого слушателя. Поэтому лёгкая форма летофилии — это всего лишь наивность. О тяжёлой форме я скажу ниже.
Теперь о музыке. Конечно, "качественной" ее не назовешь, но здесь важно другое: какие эмоции она в себе несет. Как было сказано где-то в musictalk_ru: "люди же в музыке ищут не "остродиссонантные гармонические обороты" и не "бластбиты в размере 6/8), а эмоции, которым они могут сопереживать". А с этим у ГО все в порядке.
"ГО" — это такая очень плюшево-мусорная музыка: музыка для заек, которые считают, что их бросила хозяйка, музыка для мишек, которым кажется, что их уронили на пол. Всем им очень нравится жалеть себя и ненавидеть окружающий, такой несправедливый к ним, такой г*вённый мир. Именно этим эмоциям — жалости к себе и ненависти к миру — они и сопереживают: чистенькие плюшевые игрушки, воображающие себя потрёпанными и грязными. А ещё некоторым людям просто очень нравится, когда им буквально ср*т через уши в мозг дурацкими идейками о суициде, г*вённости мира и т.д.. Такие люди страдают заболеванием мировоззрения, которое называется "летоз головного мозга" или "армагеддон-в-попе". Мировоззрение при летозе редуцируется до слогана "Мы в глубокой ж*пе!". В этой ж*пе больной способен заметить только две вещи — г*вно (разумеется) и попс. Г*вно считается горьким, невкусным шоколадом и хавается большой ложкой. Попсом считается всё, что не является г*вном, т.е. не является иногда "русским роком" вообще или — реже — ещё какой-нибудь апокалиптической х*йнёй типа дарк-фолка, но чаще всего — "сибирским панком". Поскольку, например, красивые закаты и девушки тоже не являются "сибирским панком" или хотя бы чем-то из того, о чём в нём поётся (д*рьмом, суицидом, коммунизмом и т.п.), то летозник даже их сочтёт попсом — если вы сообщите, что не прочь полюбоваться вечерней зарёй, а ночь провести с возлюбленной, вы упадёте в его глазах ниже некуда. По понятиям летозников, все, кого мир ещё способен чем-то восхитить, обрадовать и осчастливить, — безмозглое быдло, м*даки, них*я не понимающие в Настоящей Музыке попсовики, фальшивки и т.п.. Желание убогих выдать себя за избранных, желание почувствовать себя интеллектуальненькой и духовненькой контркультурненькой элиточкой, желание ощутить себя гордым глистом и при этом не испачкаться настоящим г*вном — вот что такое ЛГМ. Именно поэтому в ответ на выпады в сторону Летова из лагеря летозников частенько доносятся вопли: "Что — всех, кто слушает Летова, в недочеловеки записывать?!", потому как это они привыкли записывать в недочеловеки всех, кто Летова не слушает: "Не слушаешь Летова — не знаешь Жизни Как Она Есть". Я, разумеется, не буду записывать летозников в недочеловеки — я просто отнесу их всех к дискурсам копрофилов и лохов от искусства, ибо то, о чём "поёт" Летов, — не Жизнь Как Она Есть, а всего лишь взгляд на мир сквозь покрытые толстым-толстым слоем г*вна очки.
Так вот, ГО я однозначно отношу ко второй категории, т.к. они изобрели новый стиль: "сибирский суицидальный пост-панк" ™.
И когда же этот пост-панк наконец-то совершит суицид? Придёт, придёт ли времячко? Приди, приди, желанное!
Что самое интересное, в России практически не прижился ни пост-панк западного образца, ни готик-рок, зато последователей у Летова нашлось множество (Р.Неумоев, Д.Клюс, и т.д. - всех не перечислишь)...
Абсолютно ничего интересного в этом, конечно же, нет. Просто для того, чтобы исполнять пост-панк западного образца или готик-рок, надо хоть как-то уметь играть. Для того, чтобы исполнять "сибирский суицидальный пост-панк", не нужно не уметь них*я, а бездарных у*бищ, которые хотели бы выглядеть гениями, в России всегда было полным-полно.
- Как ты относишься к профессионализму? В записи, в исполнении?
- Да, наих*евейше!!! Только, блядь, дилетант может сотворить что-либо нетривиальное, стоящее и настоящее! Профессионализм (все эти "технаризмы", "симфонизмы", "эстетизмы" и прочая ненаглядная по*бень) уничтожает все живое, что может быть в роке.
"Я не верю в анархию!"
Летов со своими соратничками по дискурсу превратил искренность в первое прибежище бездарей. За это их всех необходимо утопить в г*вне, чтобы их реальность пришла в полное соответствие со словами их "песен".
Странно, а я вот этот самый Bitter Suites to Succubi как послушал в 11 классе, так и забил на группу. Послушал последнее творение с трехмордым мужиком на обложке и понял, что все правильно сделал.