Автор: Ravosu-kun
Pid
Платформа: PS3, Xbox 360,
PCЖанр: Puzzle-Platformer
Разработчик: Might and Delight
Игроков: два, но за одним монитором либо через хамачи.
Эх... Вот не дают покоя людям лавры Braid, Limbo и не менее популярных им сочувствующих собратьев. А ещё тут всякие платформеры 8-16 битных эпох ностальгией поднадавливают с годами только сильнее. В итоге получаем в копилку ещё одну игру в жанре, на сей раз из недр небольшой шведской студии Might and Delight. Тамошние деятели утверждают, что хотят привнести в игровую индустрию художественный стиль и всё сопутствующее, поэтому взглянуть имеет смысл, хоть и не без опаски - инди ж всё-таки... Ставим, включаем и...
...и игра нас встречает каким-то просто неприличным минимализмом. Название игры на тёмно-сером фоне, менюшки через запятую, а на фоне звучит едва заметный эмбиент. Не знаю, какого именно эффекта хотели добиться разработчики, но общая обстановка заглавного экрана создаёт ощущение затишья перед бурей. Спишем это на моё разыгравшееся воображение и уже начнём, собственно, саму игру. Поскольку никто в округе не возжелал присоединиться к общему веселью, придётся играть в режиме на одного игрока, хоть игра и поддерживает совместную игру за одним монитором.
Итак, время познакомиться с мальчиком по имени Курт, чью историю нам и предстоит наблюдать по ту сторону экрана. Курт - самый обыкновеный пухловатый космический мальчик, носит самый обыкновенный космический скафандр и ходит в самую обыкновенную инопланетную школу. И всё было хорошо, пока, казалось бы, в самый обыкновенный день Курт, будучи после школы в усталом и подавленном расположении духа, не засыпает в самом обыкновенном космическом автобусе и не пропускает свою остановку. Просыпается мальчик уже не в автобусе, а на какой-то неизвестной планете посреди ничего. И с этого момент Курт полностью переходит в Ваше распоряжение, берегите мальчугана от опасностей.
Всё вышесказанное представлено в игре начальной заставкой, которая, по правде говоря, звёзд с неба явно не хватает. Очень схематически обрисованное слайдшоу, занимающее примерно четверть доступного пространства на экране. Мне честно хочется мыслить позитивно, но такое приветствие посадит зерно сомнения даже в самом оптимистичном геймере. Но, стоит начаться, собственно, геймплейной составляющей игры, весь негатив магическим образом рассасывается. Боже, до чего же уютным выглядит мир по ту сторону экрана. А ведь там даже текстур нет толком! Весь эффект достигается освещением, цветопередачей, виньетированием и, конечно же, музыкой, но о ней позже. Не отстаёт и уровень детализации задних фонов на уровнях. Различный хлам на чердаке старого поместья, огромный стол в обеденной, чем-то неуловимо напоминающий Кэрроловскую Алису, город, одинаково классно выглядящий что днём, что ночью.
Ну, ладно, попробуем поиграть. В первые минуты игра - ну платформер платформером, но как только получите в распоряжение два камешка, способные создавать лучи света, внутри которых отключается гравитация, интерес пойдёт по возрастающей. И именно в этот момент Вы поймёте, что с управлением надо что-то срочно делать. Разумеется, речь исключительно о тех вымирающих пользователях клавиатуры, которые до сих пор не могут никак обзавестись собственным джойпадом. Почему? Потому, что клавиш задействовано немало. Среди прочего, Курт может: прыгать, брать предметы, общаться с другими персонажами, бросать луч света, загасить луч света, открывать инвентарь, использовать первый предмет из инвентаря, использоваться второй предмет из инвентаря. Причём иногда использовать приходится чуть ли не всё подряд и с идеально вымеренным таймингом. Например, как насчёт кинуть один луч света, потом из первого луча быстро кинуть второй луч света, перейти в него, быстро загасить первый луч света и сразу же использовать второй предмет из инвентаря? Из разряда "почувствуй себя пианистом". Пришлось на некоторое время приостановить прохождение и засесть за наладку управления. Впрочем, Pid порой будет требовать от Вас такой кошачьей ловкости, что даже почётным обладателям контроллеров несладко придётся. Конечно, это не сложность уровня IWBTG или Super Meat Boy, где игра над Вами просто издевается. Здесь всё относительно честно - если проигрываете, то почти всегда по своей вине, а не из-за косячности игры или особо чёрного юмора тех, кто её создавал. Да и жизни неограниченны. Иногда приходится и голову немного поломать над тем, как же пройти дальше, поскольку тот самый антигравитационный луч можно цеплять хоть к потолку, что открывает для разработчиков поистине необъятные возможности для того, чтобы превратить игру в настоящий ад. К счастью, они возможностью этой пренебрегли, ограничившись лишь средним уровнем мозговыноса, доступным для простых смертных. Более того, игра Вас сначала будет как бы обучать в себя играть, пусть неявно и без табличек вроде "TRAINING AREA" и чего-то в этом роде. Схема проста: Вы что-то находите, после игра предлагает Вам это использовать, после этого предлагает ещё раз использовать в более сложной обстановке. Странное дело, но относительно высокая сложность игры даже и не напрягает особо. Не знаю, может это из-за сочетания приятной глазу и нежной цветовой гаммы этапов и превосходного саундтрека, но о нём позже...
Боссы заслуживают отдельного абзаца, ибо они офигенны. Не только из-за сложности и разнообразия, но и просто от того, что они именно такие, а не какие-либо ещё. Отпинать гигантского розового дворецкого? А как насчёт сразиться с воздушным шариком, вооружённым револьвером? А бабушку побить?.. Хотя не, бабушка здесь сама кого-угодно побьёт. Битвы с ними сами по себе не такие сложные, стоит только понять принцип убиения недругов, они просто одновременно и интересные, и забавные. За исключением финального босса, разве что.
Насчёт мозговыноса, кстати, я не зря заикнулся. Похоже, хоть где-то он быть всё-таки должен. Досталось на сей раз сценарию и его производным. Несмотря на то, что мальчик-то у нас самый что ни есть обычный, хоть и космический, всё остальное - странное. Мир странный, персонажи странные, диалоги странные, боссы нереально странные. Вот Вы когда-нибудь добирались до луны по лестнице? А придётся. Но самый смак находится не на виду в чистом виде, а сокрыт в мелочах, которые просто невозможно перечислить. Pid - это одна из тех игр, которая не кричит о том, какая же она оригинальная и странная, в этом её главное достоинство. Изучение всей подноготной этого мира - всецело воля игрока. Если интересно - всматривайтесь почаще в задний фон, ищите потайные проходы (для примера, на чердаке поместья есть диджей, который умеет разговаривать только скрэтчем), больше общайтесь с персонажами, проникайтесь чарующей атмосферой игры, достигаемой приятным видео- и звукорядом. Но о нём п... рямо сейчас.
Вот мы и подошли к главному.
Retro Family. Запомните эти два слова. Та группа музыкантов, что скрывается под таким скромным и немного избитым названием, создала что-то поистине невероятное. Но невероятное не в плане сложности и хитроумности исполнения, а в плане того, как хорошо оно легло на происходящее. Медленная мелодичная музыка с нотками джаза превосходно подходит под ровный и мягкий общий стиль игры и даже дополняет его новыми красками. Мне, блин, впервые было в радость блуждать по получасовому лабиринту только потому, что на фоне кто-то в своё удовольствие наигрывал на саксофоне. И, как назло, этой композиции не оказалось в оригинальном саундтреке.
Но, даже несмотря на такую потерю, саундтрек выходил, и это уже хорошо. Даже почти на 70 минут музыки набралось, т.ч. можно слушать и слушать и слушать. Думаю, не стоит и говорить,
насколько хорошо слушается саундтрек отдельно от самой игры. Одна только главная тема, по-разному исполненная в самом начале игры и в заключительном видео, чего стоит! Разумеется, не могу не поделиться:
01. Landing - главная тема, исполненная на первом же уровне.
05. The Butler - тема первого босса.
07. Sitting room - уровень с видом на луну.
10. City night - тема ночного города.
15. Catacombs - катакомбы также отличились отличным исполнением заднего плана, кстати.
19. Outer space - To the Moon.
25. Credits - главная тема, исполненная в конце игры.
Не очень-то и сильно хочется прыгать по платформам и хардкорить под такую музыку... Но жанр обязывает, ничего не поделать.
В итоге сказать можно... немногое. Как игра, Pid несильно отличается от своих собратьев: тот же платформер, те же получаемые по сюжету дополнительные способности, те же рычаги, кнопки, пружины. Всё это мы видели уже в других играх по сотне раз. Но Pid берёт за душу своей атмосферой. Просто включите трек 25. Credits и щёлкните по картинке ниже.
Реализация - 4 (Очередной инди-платформер, но со своим уникальным стилем).
Музыка - 5 (Идеально для самой игры, интересно для внеигрового прослушивания).
Сценарий - 4 (Вроде и мозговынос, но какой-то спокойный, не маячащий постоянно перед глазами. Возможно, самая странная лав-стори в жанре. Минус два балла только за то, что как такового сюжета маловато).
Личное мнение - 5 (Первый за долгое время современный платформер, где испытываешь эмоции не от одного геймплея (хотя и от него тоже), а от атмосферы, как избито бы это ни звучало).