Мысли по играм
Поколения игр Famicom/Dendy/NES.Обратил внимание, что игры F/D/N можно разделить на 2 поколения. Разделить не абсолютно, а условно. Понятно, что, скажем, некоторые игры вроде бы первого поколения вышли чуть позже 1990 года. Порой игры 1990-1991 годов рождались на стыке поколений. Или игра второго поколения может оказаться весьма сложной. Это не абсолютное правило, а некая
тенденция.
Нулевое поколение. 1985-1986 года. Ещё мало опыта и тех. возможностей. Игры в основном идут в пределах 1 экрана, часто это порты с аркадных автоматов. У нас, на пространстве бывшего СССР, такие игры обычно выпускались в сборниках "9999 игр в 1", или на картриджах, идущих в комплекте с приставкой. Объём памяти картриджа не мог превышать 32 Кб (позже научились "скармливать" приставке несколько кусочков по 32 Кб). Ключевое слово - "первые шаги".
Известные образцы: Battle City, Popeye, Pinball, Baloon Fight.1 поколение. 1987-1990 года. При разработке игр создатели отчасти ориентируются на игры для аркадных автоматов, компьютеров и более ранних приставок. Игры отличаются высокой сложностью, за что пользуются любовью хардкорщиков и по сей день. Реализуются многие новые идеи, которые будут позже заимствоваться создателями других игр. Графика и звук пока не всегда на высоте, однако улучшаются с каждым годом. Из-за технических ограничений в играх было немного уровней, порядка шести, и чтобы сделать игру более долгой, увеличивали её сложность. Ключевое слово - "прорыв".
Известные образцы: Super Mario Bros 1-3, Megaman 1-3, Contra, Castlevania 1-3.
1991 год можно назвать переходным, стыковым. Хоть это и первый год второго поколения, вместе с тем, в него был выпущен ряд игр, совмещающие в себе черты 1 и 2 поколений (Battletoads, Flinstones). 2 поколение. 1991-1996 года. Уже накоплен определённый опыт разработки 8-битных игр, также по аппаратной части умельцы научились скармливать приставке МНОГО фрагментов по 32 Кб. Игры стали графически более красивыми и лучше звучащими. Уровень трудности снизился. Увеличение привлекательности было необходимо, учитывая, что во многих странах люди переходили на приставки 16 бит. Появились такие игры, которые делались с расчётом не на мучительное многомесячное прохождение, а на то, что человек сможет в скором времени пройти игру, и вновь к ней возвращаться, наслаждаясь не сложностью и адреналином, а
приключением в красивом игровом мире. Игры этого поколения слабо известны в США. Очевидно, это связано с тем, что к 1991 году вышла приставка SNES, и в ходе конкуренции с Sega Mega Drive стали появляться хорошие, интересные 16-битные игры. Учитывая, что в американской NES был принцип "одна игра - один картридж", от широкой маркетинговой политики было решено отказаться в пользу SNES. Ключевое слово - "вершина".
Известные образцы: TMNT III, TMNT - Tournament Fighters, Mighty Final Fight, Ninja Cat.
Мета-жанры (тематика)Изучая игры 8-16 бит, обращаясь к впечатлениям ретро-геймеров, а также к собственному опыту, я пришёл к убеждению о возможности предложить мета-жанры для большинства игр. Обращаю ваше внимание, что включению в мета-категорию способствует не
железо, на котором выпущена игра, а её
содержание.
А.
Аркадные игры. Это игры на реакцию и эмоции. Космические стрелялки, битвы кулаком или мечом, гонки.
Б.
Компьютерные игры. Более медленные игры, однако в них надо включать мышление.
В.
Приставочные игры. Рождаются на стыке первых двух жанров. В то же время появился и свой канонический формат. Условно его определяют как платформер, хотя это слишком расплывчатое понятие. Можно сказать, что это бродилка по фантастическому миру. Персонаж более быстр, чем в жанре компьютерных игр, в то же время нет такого напряжения, как в аркадных играх.
Новые жанрыНаблюдая за рейтингами игр на разных сайтах, я обратил внимание, что многие жанры слишком расплывчаты. В один и тот же жанр (платформер) вносятся такие разные игры, как Принц Персии, Кот Феликс, Люди Икс 2: Войны Клонов и Супер Метроид. Или в понятие beat'em up входят и рукопашные игры, и игры с использованием холодного оружия. Для меня этот жанр всегда означал именно рукопашный бой (за отсутствием в те годы интернета называл его "файтинг"). Вообщем, странное получается распределение. Попробую предложить иную классификацию. Она тоже пока далека от совершенства, я с радостью приму к рассмотрению ваши предложения по жанрам. Пока получается несколько узко, так как я совсем не рассматривал игры невысокого качества и просто нелюбимые.
Сказка. Игра в мире сказки, или сделанная по сказочному прототипу.
Приключение. Характеризуется наличием одного героя, попавшего в определённую неприятную ситуацию.
Герои улиц. Beat'em up без оружия. Думаю, будет справедливо отнести этот жанр именно к уличным боям.
Команда героев. По ходу пути у нас будет возможность играть за нескольких персонажей, каждый из которых обладает своими уникальными способностями.
Холодное оружие. Beat'em up с холодным оружием. Название требует доработки.
Боевой турнир. Более точное определение "файтинга".
Средневековье. Игры (не стратегии или ролевые) по миру Средних веков (5-17 века).
Друг животных. Игры, где игровой процесс связан с дружелюбным взаимодействием с животными.
Зверёк. Главный герой - человекоподобное животное.
Исследование. В игре нет чёткого разделения на уровни, немало секретов.
Выживание. Ощущение хаоса, витающей смерти за поворотом.
Альтернативная история. Взгляд в возможное прошлое или будущее.
Стрелялки, гонки, символ, стратегии, ролевые игры и леталки-стрелялки самоочевидны.
В качестве примера ниже вы видите таблицу интересных мне игр, по жанрам.
В неё вошли не все игры, так как некоторые жанры оказались заняты, а к какому жанру из уточннённых стоит отнести игру Kaizou Choujin Shubibinman Zero, я пока затрудняюсь определить. Буду рад содержательной обратной связи.