Ninja Crusaders (NES)
Забавно, что игру эту проходить я совсем не планировал. Просто смотрел свою папку с ромами, взгляд зацепился за игру про "ниндзя-крестоносцев", и тут же в голове возникли воспоминания о том, как я безуспешно пытался одолеть эту вещицу в детстве. Тогда игрушка представлялась очень трудной. Что ж, судя по тому, что, увлекшись, одолел NC за один вечер, не такая она оказалась и трудная. Хотя нервы пощекотать способна.
Что можно сказать об игре? По сюжету на Землю напали инопланетяне, разбомбили все, что могли, и только пара воинов-ниндзя способна их проучить. (Да, как и в Shadow of the Ninja, тут есть режим игры на двоих.) Оба воина идентичны, отличаются только цветом одеяний. Наши ниндзя могут подбирать по пути оружия, каждое из которых напрямую влияет на тактику прохождения уровней. Сюрикены достают врага на любом расстоянии, но урон от них слабоват. Цепь-кусаригама бьет ненамного сильнее сюрикенов, но скорость ее атаки впечатляющая. Палка-бо очень мощна, правда, коротковата, и вам придется очень точно соизмерять удары по врагам и боссам. И, наконец, меч-катана, тоже короткий. Самое мощное оружие в игре, и потому самое редкое.
Но главная фишка игры - превращение в животных по зажатию кнопки атаки. В зависимости от вида оружия наши персонажи могут превращаться в различных представителей фауны. С сюрикенами ниндзя обращается в тигра, который очень хорошо прыгает и бьет врагов когтями. Выпад тигриной лапой весьма мощен (похоже, что он наносит урон врагу каждым кадром своей анимации), но дистанция атаки небольшая. С цепью можно стать скорпионом - на поверхности он двигается со скоростью улитки, зато под водой очень быстро и легко плавает. Атака не меняется - членистоногое бьет своим жалом как той же цепью. С палкой превращаешься в сокола. В обличье птицы нельзя атаковать врагов, но можно свободно летать по воздуху. С мечом происходит самое имбовое превращение - в дракона, который полностью неуязвим, пролетает сквозь все препятствия, да еще и огнем плюется. (Причем, если играть на двоих, оба ниндзя перевоплотятся в одного дракона!) Но применить такое превращение можно лишь один раз - по истечении некоторого времени игра вновь превратит вас в человека, и, вдобавок, отберет меч. Так что использовать халявный драконий полет на уровне или не использовать - решать вам.
А теперь о том, из-за чего в детстве эта игра казалась жутко сложной. Из-за весьма неприятной ее особенности. Наш герой убивается с одного удара. Именно так. Представьте себе: уровень, похожий на место из Ninja Gaiden, надо затащить без урона. Тогда, в приставочные времена, это шокировало. Сейчас, поиграв, понял, что не так все плохо. Ниндзя здесь управляется лучше, чем в NG, его не заносит на поворотах, да и враги в целом не такие лютые. Постепенно заучив уровень со всеми препятствиями, рано или поздно его пройдешь. Как и в NG, конты тут бесконечные.
Единственное, что в этой игре откровенно не понравилось, так это хаотичная генерация врагов вкупе с респауном. Нет, враги не лезут бесконечно из любой точки пространства, каждый супостат тут привязан к определенному месту на уровне. Беда в том, что, если остановиться, чуть не доходя до места, где обитает вражина, один и тот же гад может зареспауниться дважды, а то и трижды. Весьма неприятно, после того как ты аккуратно отстрелил врага, чуть сдвинуть экран и напороться на того же самого врага, появившегося еще раз. А если двинулся назад, возникнут те враги, которых ты уже грохнул, и погонятся за вами. Но, как бы то ни было, и к такому можно привыкнуть.
При игре на двоих такое же облегчение, как в Rush'n'Attack и Чипах с Дейлами - погибнув, начинаешь с того же места, а не с начала уровня. Правда, халявы можно не ждать. Жизни всего три, а помереть при том, что ты ваншотный - плевое дело. Да и жизни тут не так лихо даются, как в Контре. Хотя очень удобно, что при подбоде того же самого оружия второй раз вам начисляется жизнь. Это, кстати, помогает и при игре на одного.
Если разобраться, игра довольно короткая. Пять уровней, каждый из которых состоит из двух недлинных подуровней, плюс босс в конце (в последнем уровне два босса). Это лишь из-за смерти с одного удара прохождение затягивается. Боссы в меру жирные и не особо сложные. Выучил тактику и забиваешь. Некоторые быстрые враги на уровнях по факту более опасны, чем тутошние боссы.
В первых трех уровнях старался брать палку или меч. Рядовые мобы при таких условиях гибли с одного удара, боссы - с двух-трех. В конце 3-го левела сменил палку на сюрикены - думал, временно. Оказалось, перманентно - в последних двух уровнях не дают ни палки, ни меча. Ими можешь повоевать лишь если только протащил через предыдущие уровни и не сменил на другое оружие. Сильно напомнило ситуацию с Adventure Island 1. Ладно, сюрикены и цепь тоже неплохи. С сюрикенами проходил 4-й уровень, а на пятом вместо них взял цепь - показалась более эффективной. Выучив последний уровень наизусть (по-другому не пройдешь, меморайзинг во все поля!) добрался до финального босса - киборга, смахивающего на средневекового рыцаря. Первая его форма представляет собой грушу для битья, а вот вторая может заставить попотеть. Паттерн этого босса крайне неочевиден, и потому пришлось потратить приличное количество жизней, пока не выработал четкую тактику и с ней захлестал боссяру кусаригамой. Победа! Еще одна игра детства оказалась повержена.
В целом прохождение понравилось, но о самой игре могу сказать, что она, скорее... средняя. Использование оружия и превращение в животных, конечно, интересная штука, но, кроме этого, игрушка мало чем способна привлечь. Все в ней обычное, типичное для несовских игр начала 90-х годов. Может, потому и не брался за нее так долго - просто не было желания. Да и гибель персонажа с одного удара не так чтобы говорит в пользу игры. Все же могу рекомендовать Ninja Crusaders для ознакомления, особенно если нравится тема ниндзя и в целом игры на NES.