Давнее прохождение. Но, надеюсь, будет интересно - в основном пишут о дендевской версии этой игры, а о PC Engine'овской упоминают не часто.
Jackie Chan Action Kung Fu (PCE).
Версию этой игры на NES (Денди) знают, пожалуй, все. Моя история знакомства с ней необычная: в 90-е попался картридж, но не с оригинальной игрой, а с хаком Super Mario 10, где вместо Джекки Чана - грузин в кепке. В таком виде игра была пройдена на железе. А подлинную версию преодолел уже позже, на эмуляторе. Игру, даже при том, что "в лоб" ее не пройдешь и нужно некоторое заучивание, особо сложной не назовешь. Но вот ее менее известная версия на PC-Engine в плане сложности способна дать прикурить.
На первый взгляд это просто порт несовской игры с улучшенной графикой. Но на деле перед нами самый натуральный ремейк с кучей изменений. Из оригинала в PCE-шную версию перешли общая задумка, сеттинг, сам персонаж и его приемы, тематика уровней, музыка, большая часть врагов и боссы. В то же время общий левел-дизайн, препятствия на уровнях, расположение врагов и их атаки были поменяны кардинально. Причем в сторону усложнения. Если несовскую версию заучить для прохождения было весьма желательно, то PCE-шную изучить просто необходимо. Иначе далеко не продвинетесь.
Еще сеттинг игры стал более японским, с национальным колоритом. К примеру, босс-великан, с которым мы дрались на 4-м уровне (в облаках), стал выглядеть как заправский демон-Они.
Мало того, что враги стали активнее и злее, а их атаки - изощреннее, так еще нужно учитывать некоторые нюансы управления персонажем. Спрайт Джекки Чана, который и в несовской версии был большим, тут еще больше. Поэтому всегда есть риск впилиться во врага своим телом до того, как нанесешь удар. А, если совсем не повезет, то супостат впрыгнет прямо в объемный спрайт вашего китайского бойца, в то время как вы будете бить кулаком по воздуху, не задевая залипшего в вашем теле моба. Так что всегда надо улучать момент и бить вражину до того, когда он чересчур приблизится к вам. Благо ударная зона Джеккиных кулаков и ног достаточно большая. А еще здорово, что управляется он легко, и можно без проблем делать точные прыжки. Тут к игре не придерешься.
Левел-дизайн попытались сделать более сбалансированным. Секции, состоящие из ходьбы по равнине, увеличили в размерах, заполнив их непростыми врагами, чтобы игрок не скучал. Те секции, что могли казаться в несовской версии однообразными - водопады в 3-м уровне и облака в 4-м - напротив, чуть сократили, опять же сделав их динамичнее за счет опасных противников. Отдельно стоит отметить пустошь в 4-м уровне (место перед походом в небеса). В оригинале то место было довольно рутинным, но в PCE-шной версии оно точно отложится в памяти из-за орды сложных вражин - летающих драконов, йети и бугаев с вилами - и эксклюзивного минибосса, девочки-оборотня. Из пещерной части 1-го уровня автоскроллинг убрали, зато в пещерной части 5-го уровня его оставили, превратив это место в усыпанное черепами логово жуткого демона. Демон преследует нас на протяжении всего прохождения пещеры (насылая на нас двигающиеся черепа), а в конце пути мы с ним сражаемся (еще один эксклюзивный минибосс).
Вообще 5-й, финальный, уровень был изменен сильнее всего. В новой версии игры его просто не узнать.
Отдельно следует сказать за последнюю часть 5-го уровня - коридор перед финальным боссом и самого финальника. В несовской версии там были три статуи драконов, дышащие огнем по дуге. В PCE-шной версии статуй уже пять, притом атаки стали разнообразными, куда более изощренными, и сами драконы приобрели элементные свойства. Первый - огненный, второй - ледяной, третий - кислотный, четвертый - ядовитый, пятый - электрический. И, после того, как приспособишься, выработаешь тактику и пройдешь их всех, перед тобой предстанет главный злодей, похитивший сестру Джекки. Как водится, более сложный, чем в несовской игре. Если там злодей-демон кидал в вас большие, но летящие по прямой траектории огненные шары, то тут он швыряет россыпь мелких шариков, что поначалу летят в рандомных направлениях, но по ходу полета пытаются навестись на вас. Атака непредсказуемая и потому проблемная. Лучше всего против нее помогает прыжок с ударом ногой в воздухе, но это не оберегает на 100%. А еще гад очень любит теснить вас и зажимать в углу. Но, по крайней мере, можно замедлять врага серией кулачных ударов (это действует на всех боссах, не только на финальном).
А вот последняя стадия битвы - со главгадом в обличье паука, напротив, легкая, просто отдых после предыдущей битвы.
С жизнями у Джекки в PCE-шной версии все так же, как в несовской. Дается 6 хитпойнтов, а когда они истекают, наступает "гейм овер". А истечь эти шесть хитпойнтов могут в мгновение ока, если будете играть неаккуратно. С начала игры у вас всего 5 продолжений, но их можно заработать еще целую кучу, если находить на уровнях бонусы и добиваться хороших результатов в мини-играх. Ищутся бонусы тут не так, как в несовской версии. В NES-овской нужно было вставать в определенные места на уровнях, чтобы в воздухе появился колокольчик, а в PCE-шной колокольчик надо самому выбивать из воздуха, ища его в местах, где раздается звон.
Мини-игры также устроены по-другому. Пусть у большинства из них тематика та же - прыжки по облакам, отбивание рыбы кулаками и избиение деревянных болванов - но сделаны они иначе (почему-то происходят на статичном экране, а не на движущемся, как на NES). Забавно, но болванов бить в PCE-версии ощутимо легче, чем в несовской. А еще в PCE-шном порте вместо бонуса с вариацией арканоида надо двигать ударами камень, разбивая им растущие на земле грибы.
Вообще могу сказать, что опыт, приобретенный по прохождению несовской версии, в этом порте толком не помогает. Как было сказано выше, тут все очень сильно изменили, и, если проходил первоначальную версию легко, далеко не факт, что быстро пройдешь эту. Потому ее надо тренить как следует.
Как и в первоначальной версии, из лягушек на пути можно выбивать спецприемы и подлечивающие персонажа рисовые шарики, а также в качестве решающего оружия использовать энергию "ци", задерживая кнопку атаки.
В общем и целом PCE-шная игра про Джекки Чана мне понравилась. И в какой-то мере даже больше, чем несовская. Ведь практически все изменения, внесенные в нее, пришлись игре кстати. А сложность - это такая вещь, которая рано или поздно преодолевается.