Прошел
"Yume Koujou: Doki Doki Panic / Dream World: Doki Doki Panic" на NES, а, точнее, FDS. Интересно было поиграть в неё после американской "Super Mario 2" и сравнить. Правильнее, конечно, было бы делать в другом порядке, так как "Доки Доки Паник" - это оригинал, однако получилось так, как получилось
Главное геймплейное отличие - отсутствие в "Доки Доки Паник" разгона. Это меня удивило, и пришлось некоторое время привык. Правда, привыкал недолго. Разгон потом добавили в "Марио 2", видимо, по аналогии с первой частью "Марио" же. В этом смысле мне стало понятнее, зачем сделана возможность высоко прыгать после того, как ты пару секунд находишься в присесте. В оригинале, где не было прыжка с разгона или даже просто с места более высокого прыжка при зажатой кнопке разгона, к этому приему необходимо прибегать чаще. Разумеется, выделяется и босс пятого уровня. В "Доки Доки Паник" это снова мышь, бросающаяся бомбами, а вот для "Марио 2" сделали эксклюзивного босса-краба с камнями, и это, на мой взгляд, было отличное решение, так как, во-первых, куда интереснее новый босс вместо мыши третий раз (интересно, почему они тогда и для третьего уровня не сделали нового и уникального босса), во-вторых, сам по себе краб (не помню, как его зову, в титрах после игры это сообщают) получился неплохим. В остальном же с точки зрения геймплея есть только некоторые небольшие отличия. Например, в "Доку Доку Паник" один убитый враг не убивает, падая за экран, другого, если он его коснулся, а в "Марио 2" происходит именно так. Когда вытаскиваешь из-под земли монеты, пока они не исчезнут, в "ДДП" о них можно ударится головой, а "Марио 2" такого нет. Игровой автомат после уровней в "Марио 2" всегда одинаковый по набору картинок в слоте, а в "ДДП" они там меняются. При этом, на мой взгляд, в "Доки Доки Паник" гораздо проще вылавливать вишню в первом слоте, что сильно упрощает игру. Маска начинает гоняться за тобой не в той комнате, где ты взял ключ, а только после того, как ты из этой комнаты вышел. В "Марио 2" внесли некоторое усложнение (а заодно и сделали эти маски более страшными. Кстати, я еще играя в "Марио 2", не сразу понял, что если ключ выкинуть, маска на время улетает. Потому постоянно держал его в руках, и это сильно усложняло игру. Когда понял, что можно выбросить и дать ей улететь, стало гораздо легче).
В целом же, если хорошо знаком с "Марио 2", "ДДП" проходится без проблем. Наверняка верно и обратное, но чуть в меньшей степени, так как в "ДДП" бесконечные континиу, а в "Марио 2" их всего два. Но и проходит "Марио 2" нужно только один раз.
Что в "ДДП" интереснее, так это то, что нам показан путь каждого из персонажей, и ты можешь пройти игру как за каждого последовательно, так, сменяя персонажа после прохождения уровня, проходить каждым свой путь параллельно. И концовка открывается только в том случае, если игра пройдена за каждого из персонажей. Тогда мы освобождаем похищенных в книгу ребят (кстати, теперь мне понятно, почему в "Марио 2" заставка перед уровнем напоминает книгу. В "ДДП" в этом есть смысл, мы попадаем в книгу и идем по ее страницам и главам. У "Марио 2" другой сюжет, там, кстати, до конца непонятно, случилось это всё в реальности или все-таки просто приснилось Марио). В "Марио 2" игра не подталкивает тебя проходить ее за разных персонажей, достаточно пройти один раз и комбинировать прохождение тех или иных уровней разными персонажами. В "ДДП" ситуация другая, и там интереснее. Причем, если ты проходишь с варпами, то по окончании игры ты не можешь сыграть за данного персонажа на тех уровнях, которые ты не прошёл, необходимо их для него открыть. И, я не проверял, но, вероятно, количество жизней у каждого персонажа своё, каждый проходит свой путь.
Конечно, в "Марио 2" есть очевидно добавленные именно туда элементы. Например, тема из первой части в зеркальном мире, куда попадаешь через двери, в оригинале там совсем другая музыка. Панцирь черепахи, чтобы это было похоже на то, как мы запускали его катиться в первом "Марио". Музыка при неуязвимости взята из первого "Марио", а в "ДДП" она другая. При этом сама звездочка, дающая неуязвимость, и в "ДДП" выглядит так, как в части игр серии "Марио". И вот эти ходячие бомбочки... Впрочем, они, наверное, появились в "ДДП", а потом уже их перенесли во франшизу "Марио". Ведь из "ДДП" враги перекочевали в "Марио 2", а оттуда часть из них попала во франшизу в целом и появлялась в последующих частях. Грибов в "ДДП" нет, это в "Марио 2" так видоизменили некоторые предметы, чтобы и в этом приблизить к миру "Марио". Еще можно отметить, что вода в водопадах в "ДДП" двигается быстрее, чем это сделали для "Марио 2", и сделали явно потому, что то, как она двигается в "Доки Доки Паник" не очень приятно для глаза. А вот почему лампу, дающую дверь в зеркальный мир, переделали в колбу с красной жидкостью, мне не очень понятно. Может, чтобы отойти дальше от тематики восточного волшебного мира, которая чужда играм серии "Марио", не знаю.
В целом обе игры хорошие, как я уже писал, и "Марио 2" вряд ли портит то, что она выбивается из всех игр франшизы.