Popful Mail (SNES)С данной версии когда-то началось мое знакомство с миром PM, но тогда, не помню уже по какой причине, прохождение оборвалось, не успев толком начаться. Что ж, теперь сей досадный момент исправлен и можно смело рассмотреть - а что же, собственно говоря, игра собой представляет.
В очередной раз перед нами предстает платформер с элементами RPG. Правда теперь RPG составляющей, на мой взгляд, поубавилась. А вот платформинга стало значительно больше. Снова подвергся изменениям и игровой процесс - на этот раз в основу лег геймплей Ys 3. Даже более, это настоящий клон Ys 3, с выкорчеванной прокачкой и добавлением пары новых элементов. Например Мэйл, в отличии от Адола, может блокировать некоторые атаки своим щитом.
Кстати, стоит перейти к нашим героям. Как и в предыдущих версиях, по ходу прохождения к приключениям рыжей эльфийки присоединятся маг Татто и дракончик Гау. И вот тут можно проследить некоторые улучшения. Наконец-то между персонажами наблюдается определенный баланс. Теперь не удастся проходить локации, выжигая все на своем пути испепеляющем пламенем боевого мага, так как очки магии расходуются просто мгновенно, а вот восстанавливаются довольно медленно. Да и заклинания у Татто явно ослабли, хотя на этот раз, в определенных местах, их можно будет прокачивать. Не выйдет и просто переть напролом с мечом в руках. Враги вливают достаточно сильный урон, а учитываю здешнюю боковую прокрутку экрана Мэйл, скорее всего, просто не будет иногда успевать среагировать на внезапно появившегося противника. Кстати, на этот раз эльфийка не сможет обзавестись метательными ножами или бумерангами, так что разнообразить ближний бой дальнобойными атаками при игре за нее не выйдет. Ну и напоследок пару слов о Гау. Как и в версии для PC Engine CD, он остается для меня наиболее бесполезным персонажем. Но! К умению высоко прыгать на сей раз можно прибавить и его малый рост, позволяющий избегать немалое количество дальних атак. Конечно, другие герои могут ползать... но стоит найти хотя бы пару достоинств у дракончика!
Любопытна новая система заработка наличных. Теперь из монстров больше не вываливаются мешочки с монетами и золотые слитки. У Мейл есть некоторый реестр убитых монстров, предъявляя который в магазине (или мэру в начальной деревне), мы и будем получать кровно нажитые золотые.
Магазины вообще имеют достаточно большое значение в этой игре - ведь сохранятся можно только здесь. Будут еще автосохранения перед битвой с боссами, но я не уверен что они сохраняют прогресс прохождения, если игру в этот момент выключить.
Нужно так же отметить возможность покупки лечилок - теперь их количество в инвентаре строго ограничено. Для примера - максимальное количество вишни (средних лечилок) не превышает трех штук. Правда, справедливости стоит отметить - в последнем эпизоде (замке) можно насобирать довольно много яблок.
Теперь немного о грустном.
В снесовском варианте PM, к большому сожалению, урезанно все, что урезать было можно. Я не говорю о полном отсутствии сюжетных роликов (по объективным причинам они и не могли влезть на весьма ограниченный в объеме картридж), но в первую очередь пострадали размеры всех локаций. Теперь каждый эпизод больше не делиться на несколько отдельных зон, а представляет собой единое, цельное пространство (достаточно небольшое, нужно заметить). В результате - на прохождение всей игры в первый раз уйдет не более пяти часов. Я имею в виду прохождение без использование гайдов. С подсказками же, уверен, вся игра отнимет часа три.
Отмеченная выше боковая прокрутка так же не добавляет баллов игре. Персонаж, для продвижения вперед, постоянно должен забегать почти к самому краю экрана. Большую часть урона здесь зарабатывают именно из-за этого.
Есть еще несколько мелочей, но это уже чистый субъективизм, как-то: бедноватая анимация, слегка аляповатая графика... Строго говоря - личные придирки.
В общем, на мой взгляд, снесовскую версию приключений Popful Mail можно назвать наиболее слабой со всех сторон. Правда, это в сравнении с версиями для PC Engine CD и Sega CD. Если же говорить о ней отдельно, то в таком случае перед нами вполне достойная игра, которую вполне можно с интересом пройти. Несмотря ни на что, мне игра понравилась, но начинать знакомство с PM я все же посоветовал бы с других версий.
P.S.
Наиболее полный обзор консольных версий Popful Mail можно найти
здесь.