Metroid: Other M (Wii)
Решился я пройти вещицу с очень и очень сомнительной репутацией. Да что уж там – иные поклонники “Метроида” испытывают именно к этой игре такую личную неприязнь, что даже кушать не могут. А знаете что в итоге? – Правильно, это очередное подтверждения правила, что к фанатам чего угодно стоит прислушиваться с немалой долей скепсиса. Ведь Other M вышел не только крепким фантастическим боевичком с тягой к голливудским эффектам, но и весьма бодрым “Метроидом”, несколько сместившим приоритеты в своем экшн-адвенчерном жанре – если ранее обе составляющие присутствовали в равных объемах (вспомним хотя бы “Прайм”), то на сей раз геймплей более акцентируется на экшене, адвенчуре же уделяется внимание несколько меньше. Это само по себе не так и плохо, хотя, если вы изначально настроены на вдумчивое, методичное и неспешное изучение мира, то да, подобная смена приоритетов может слегка разочаровать.
Как известно, Other M жесточайшей критике подвергается в плане сюжета… И, с одной стороны, кое в чем эту критику понять можно – взять хотя бы наиглупейшее решение обосновать отсутствие спец. способностей костюма Самус приказом ее бывшего начальника. Мол, это слишком опасно и все дела. Бред? – Полнейший. В остальном же ругать здешнюю историю… дело не самое благодарное. Окей, сюжет особой гениальностью не блещет, изобилует штампами и прочими элементами, присущими дорогим блокбастерам. Но давайте начистоту – это чуть ли ни первая попытка в серии рассказать более-менее связную историю в самой игре. Нечто подобное ранее было лишь в Fusion, правда, в более лаконичной и сдержанной форме. Тут же у нас упор на кинематографическую составляющую. Причем отдельные сцены смотрятся более чем эффектно, да и в целом определенная режиссура наблюдается даже в геймплейном плане – те же бои с боссами обставлены на порядок лучше, нежели в любом другом “Метроиде”. В общем, Other M во многом представляется мне как “Чужие” по отношению к оригинальному фильму Ридли Скотта – не припоминаю, чтобы кто-то особо возмущался превращению Кемероном мрачного, атмосферного, клаустрофобного фильма ужасов в яркий, бодренький аттракцион с толпой ксеноморфов и космодесантников.
Хорошо, отложим в сторону сюжет и чуть приглядимся к игровому процессу. Как я написал выше, на сей раз “Метроид” более уходит в сторону экшена – то есть нас ожидает больший упор на зрелищные, адреналиновые бои с рядовыми врагами, эпичные босс-баттлы и… и некоторая линейность в прохождении. Пожалуй, стоит пояснить, что я подразумеваю под “линейностью”. По сути ведь. несмотря на условную открытость игрового мира, “Метроиды” более-менее линейны – все равно мы не сможем попасть в определенный места до момента получения новой способности. Но! По крайней мере, мы вольны тыкаться по тупикам, сколько душе угодно… Тут же ситуация иная – попав в определенную локацию, путь обратно за Самус может оказаться заблокирован, вынуждая идти по одному маршруту – с некоторыми вариациями, подразумевающими поиск секретов и всякого полезного барахла, но все же порядком сдерживающий исследовательский пыл. И так, знаете ли, продолжаться будет до самых титров… Однако, без полномасштабного прочесывания “корабля-бутылки” не обойдется. Будьте уверены, в конечном итоге в нашем распоряжении окажется вся исследовательская станция, пусть и в рамках “Эпилога” - так что не торопитесь выключать игру после финального ролика.
К слову, стоит отметить, что место действия, пресловутый “корабль-бутылка”, пусть и не без “симулятивных биомов”, - джунгли, зона магмы, территория вечной зимы, - все же не обладает огромными масштабами. Здесь трудно заблудиться и, поскольку героиня шустро бегает, перемещение по кораблю в эпилоге не займет очень много времени. К тому же в игре присутствует отличная, очень удобная карта. Да, по поводу карты – хардкорных фанатов “Метроида” явно опечалит тот факт, что на карте указывается месторасположение апгрейдов для героини. Ракеты и энергоконтейнеры более не придется выискивать, обследуя каждый угол, что сэкономит массу времени. А как же усиленные ракеты и бомбы? – спросите вы. Дело в том, что как класс предметов они отсутствуют – усиленные бомбы на сей раз бесконечные (разве что данная бомба после своего применения требует некоторого времени для перезарядки/охлаждения), а супер ракеты представляют собой пак из пяти обычных (впрочем, подобное было уже в “Прайме”).
Ладно, эпилог эпилогом, но ядро основного геймплея все же сосредоточен именно в боях, нежели в исследованиях. Нет, не подумайте – без блужданий и решения редких пазлов не обойдется, все как всегда, но все-таки главным препятствием на сей раз являются разномастные враги, вражинки и даже ВРАЖИНЫ. Бестиарий в игре весьма богатый, встретимся мы как с классическими видами противников, так и с новичками. И знаете что? Несмотря на то, что Самус как обычно вооружена дальнобойной пушкой, Other M язык не поворачивается причислить к шутерному жанру. Даже более – сам процесс поединков, с их системой уклонений и эффектными добиваниями более всего напоминает некий слэшер/битемап. Серьезно, вооружи героиню катаной или цепом – и боевка в результате мало бы поменялась.
Конечно же, особого упоминания заслуживают боссы – большущие твари, представляющие собой не просто громадные губки для впитывания урона, но и интересные головоломки. Впрочем, подобный подход к боссам присущ практически всем более-менее хорошим играм, да и в остальных “Метроидах” с боссами и до этого было все в порядке. Разве что, в угоду ориентированности на сюжет, схватки с боссами ощущаются более "кинематографическими", а вот плюс это или минус - каждый решает для себя сам. Лично мне такой подход пришелся по душе. К слову, самый эпичный босс игры поджидает не в основном прохождении, а в эпилоге. Тут вы и узнаете, насколько хорошо освоили искусство уклонения от атак, ибо без этого навыка в финальной стадии боя придется несладко.
Управление в игре до крайности простое. Задействован лишь моут, держать который нужно как обычный геймпад, в горизонтальном положении. Тут-то люди, знакомые с контролером Wii, почувствуют (и не зря!) определенный подвох. Ведь кнопок – раз-два и обчелся! Потому то, что боевая система вышла однокнопочная, удивительно не будет. Другое дело, что использование особых способностей – гарпуна или ракет – требует определенных манипуляций с пресловутым моутом. Дело в том, что ракеты и гарпун применяются только с видом “от первого лица”. Переключаться на него не сложно, нужно просто развернуть контроллер вертикально и направить его на экран. Но есть в этом режиме неприятная деталь – невозможность перемещения. То есть крутить головой в разные стороны можно, но сдвинуть Самус с места не выйдет. Некоторые неудобства это может вызвать в боях с боссами – нужно точно знать безопасное окно бездействия врага, чтобы быстро и точно нанести выстрел по открывшейся на несколько секунд уязвимой точке.
Из того, что мне совсем не понравилось, выделю сцены с “поиском объектов”. В отдельные моменты камера автоматически переключается на вид из глаз и… и… и предлагается, двигая курсором, что-то найти. Что именно? Вот это не всегда ясно. Что называется – “думайте сами”! Нет, иногда ты понимаешь, на чем нужно сосредоточить внимание, но бывает и так, что приходится просто протыкивать весь экран в поисках одной-единственной активности. Проще говоря – старый добрый пиксель-хантинг.
Выглядит Other M прилично, хотя общее качество графики можно назвать также и неоднородным. Видно, что большая часть ресурсов была потрачена на проработку моделей персонажей/монстров – они тут выполнены на высочайшем для Wii уровне, радуя глаз своей детализацией и анимацией. Но уже при взгляде на локации первоначальный восторг несколько утихает, ибо, за редкими исключениями, смотрятся все эти лаборатории, коридоры и климатические зоны пусть и хорошо, но как-то пустынно. Приятных графических мелочей, чем так был богат “Прайм”, к сожалению, тоже не завезли. О музыке написать особо нечего – запоминающимися оригинальными композициями игра, скорее, обделена. Ситуацию спасают разве что несколько классических для серии мелодий – таких, как титульная тема или тема Ридли.
Что ж, по итогу Other M вышел отличным, крепким фантастическим боевиком, предлагающим взглянуть на уже устоявшуюся серию “Метроид” под несколько иным углом. Заслуживает ли игра той критики, что уже который год льется обильным потоком? – Разумеется… нет. Если же вы принципиально обходите Other M стороной, прислушиваясь к праведному негодованию фанатов, то все-таки рекомендую дать игре шанс.