Автор Тема: [PCE] Дилогия Neutopia  (Прочитано 4072 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Gelior

  • Пользователь
  • Сообщений: 2206
  • Пол: Мужской
  • No comment
    • Просмотр профиля
[PCE] Дилогия Neutopia
« : 05 Май 2019, 01:29:26 »
В далекие-предалекие времена, когда пиксели в играх являлись не данью моде, а суровой необходимостью, когда открытый мир представлял собой нечто оригинальное, а почти все консольные игры были или шмапами, или платформерами, появилась она… Речь, конечно же, идет о легендарной Legend of Zelda, вышедшей в 1986 году и произведшей немалый фурор в геймерском сообществе. Нет, Зельда не стала первопроходцем в жанре action-adventure, – для стародавних компьютеров периодически появлялось нечто подобное – но именно она стала неким спусковым крючком, выведшим не сформировавшийся еще жанр на качественно новый уровень. После ее феноменального успеха подражатели разного толка начали появляться то тут, то там… Большая часть из них сейчас представляет лишь академический интерес, хотя не обходилось без исключений. Как раз об одном из таких исключений и хотелось бы сейчас вспомнить.

Шел одна тысяча девятьсот восемьдесят девятый год. Четвертое поколение консолей, пусть и робко, но чувствуя надежду в светлом завтра, делало свои все еще неуверенные шаги в суровый мир. Мир, где беспощадная Нинтендо устанавливала собственные правила, с легкостью топила конкурентов и продолжала подсчитывать сверхприбыли с продаж своей феноменально успешной восьмибитной приставки. В такой вот обстановке компания Hudson Soft выпустила игру, которой суждено было стать локомотивом жанра action-adventure для платформы PC Enginе, основательницей новой игровой серии и, и… Судьба распорядилась иначе – игра хоть и получала продолжение, но сейчас о ней вспоминают лишь любители порыться в покрывшихся пылью реликвиях древности. А там иногда попадаются очень любопытные экземпляры!


Neutopia

Жанр: Action-adventure
Разработчик и издатель: Hudson Soft
Год: 1989

Не все спокойно в Неутопии в последнее время. То неожиданно испортится погода и ясный день обернется очередным катаклизмом в виде торнадо, сорокадневного дождя или цунами... То среди ночи в дом ворвется незнакомый молодчик и начнет задавать неудобные вопросы. А то и Дирт снова начнет шалить…

Кто такой Дирт?
Скорее всего, под этим непритязательным именем скрывается очередная аллюзия некого вселенского зла, Отца лжи, ответственного за любую неприятность. Такой вывод можно для себя сделать, внимательней вслушиваясь в слова жителей Неутопии. И тогда становится ясно, что если коллеги подгадили вам по работе, то за этим, без сомнений, стоит Дирт; на спине вскочил чирей – вновь маячит мрачная фигура Дирта. Из крана не идет вода – в этом уж точно повинен Дирт!

На сей же раз злодеяния его дошли до крайней степени. Мало того, что была похищена принцесса Аврора – хранительница порядка и равновесия в мире – так злодей еще прихватил с собой восемь магических медальонов! Столь ужасное преступление переполнило и без того полную чашу терпения мирных обывателей Неутопии, после чего все они дружно, как один, решили сделать то, что всегда получалось у них лучше всего - ждать! Ждать долго, самозабвенно, с душой…
 
Долго ли они ждали и чего именно, – может статься, теплилась надежда, что проблемы уйдут сами собой, если долго не обращать на них внимания – но случилось же нашему герою, в силу ли врожденной религиозности или по какой иной причине, посетить в одно не слишком прекрасное утро некое культовое заведение. Хотел ли Джазета исповедаться, а может, пришел чисто из культурного интереса, но факт остается фактом – пожилая настоятельница храма, едва увидев нашего героя, вцепилась в него мертвой хваткой. На кроткого и наивного Джазету в несколько минут вылился целый ушат разрозненной информации, как-то: принцесса похищена, святые медальоны похищены, все пропало и миру грозит тотальный армагеддец. И лишь Джазетта, с его горящим взором, целеустремленной натурой и прочими достоинствами способен бросить вызов сгустившейся всюду тьме. В награду же за свои будущие подвиги он получит полное отпущение грехов и принцессу в придачу.

Наслушавшись столь высокопарной чепухи (а может быть, просто польстившись на возможность заполучить в жену принцессу) герой наш милостиво соглашается стать очередным спасителем мира.
И теперь славному Джазете предстоит с огнем и мечом пройтись по четырем мирам – Земному, Подземному, Водному и Воздушному – посетить в поисках медальонов восемь храмов-подземелий и, в конце концов, открыть проход в логовище главного супостата, где и произойдет финальное сражение.

Неутопия – типичнейшая acton-adventure с видом сверху. Главный герой, путешествуя по миру, будет сражаться с врагами и вражинками, беседовать с NPC, искать многочисленные секреты… В общем, полный набор для любого клона Legend of Zelda. Надо признать, что вся игра беззастенчиво копирует фактически все аспекты своей старшей предшественницы. И сюжетно, и геймплейно. Ведь даже найденные в сундуках предметы Джазета поднимает над своей головой точь-в-точь как и Линк… Но!

Все вышеперечисленное вполне могло бы оказаться теми самыми гвоздями, которыми стоило бы забить крышку гроба с этой игрой, если бы не это пресловутое “но”…

Для создание клона большого ума не требуется – бери да потихоньку приворовывай чужие идеи, в конечно итоге выдавая их за свои. Но насколько интересным станет конечный продукт, сколь качественным он будет, если отсутствует одна маленькая и, тем не менее, ключевая деталь. Деталь, способная вдохнуть жизнь даже в безжизненный, на первый взгляд, остов. Конечно же, речь идет о таланте. И создатели Неутопии, возможно, не показали себя истинными творцами, но даровитыми ремесленниками их точно можно назвать. Их творение, несмотря на все свои заимствования, вышло достаточно интересным и самобытным. Ну и, в конечно итоге, имело несколько своих, собственных, идей…
 
Итак, для начала стоит немного сказать о бескрайних просторах, по которым нашему герою предстоит бродить. Хотя не такие уж эти просторы и бескрайние, скорее наоборот – довольно миниатюрные, ограниченные в своих масштабах. С другой стороны стоит заметить, что Неутопия отнюдь не является единым и неделимым пространством, а состоит из четырех изолированных друг от друга зон (называемых здесь “мирами”). И вот если суммировать общую площадь всех миров, то территория для исследования окажется вполне солидной…

Правда, возникает резонный вопрос – а интересно ли реализован исследовательский элемент? Ведь бегать по пустому пространству - занятие, стоит признать, далеко не самое веселое. И вот тут игра не подкачала – секреты встречаются здесь буквально на каждом втором экране. По большей части они представляют собой тайные комнаты с различными неписями - одни помогут полезным советом, другие бесплатно вылечат или запишут игру, третьи содержат небольшие магазины … Попадется и особо редкая категория ответственных граждан, которые перманентно добавят один пункт здоровья или же увеличат грузоподъемность Джазеты. Будут и просто тайные комнаты с сундуками.

Несмотря на богатые возможности для исследований, сама по себе игра проходится достаточно линейно. Никакой свободы действий герою не предоставляется. Шаг влево или вправо не приветствуется. Так что не только миры будут открываться в определенном порядке, но даже зачистка храмов проходит в строгой последовательности. В такого рода подходе можно усмотреть ряд недостатков – все же излишняя линейность прохождения далеко не каждому придется по душе. Если же капнуть чуть глубже, можно, как бы странно это не звучало, обнаружить и определенные плюсы!

Ведь здесь, в отличии от Легенды о Зельде, не придется десятки минут мыкаться туда-сюда в поисках очередного подземелья. Искателю приключений в Неутопии легко и вольготно. Волшебный компас,  друг и соратник любого героя, всегда укажет путь до ближайшего логовища нечисти, а говорливые NPC, в некоторых случаях, подскажут кратчайшую дорогу. А посему бессмысленные блуждания отсутствуют в игре как таковые. Можно, конечно, возопить об оказуаливании, о том, что так делать нельзя, что это – грех. Я и сам бы с радостью присоединился к праведным возмущениям и посыпал голову пеплом… Но черт возьми! Как же иногда приятно бывает погрузиться в столь незамысловатый и интуитивно понятный геймплей, когда не возникает лишних вопросов и прохождение не прерывается заковыристой, сбивающей общий темп головоломкой.

К сожалению, все не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Гулять по локациям, без всяких сомнений, довольно интересно… Правда, все упирается в наиболее важную часть наших похождений – посещение “подземелий”. И вот тут-то кроется горьковатая пилюля. Нет, подземелья отнюдь не плохи, сделаны по канону… Вот только однообразны до безобразия! Пройдя первые два данжа, становится очевидно, с чем предстоит столкнуться в дальнейшем. Да, структура их различна, но логика прохождения за всю игру особо не поменяется. В каждом "подземелье" необходимо отыскать ключ, отпирающий дверь к боссу и, по возможности, хрустальный шар, дающий возможность увидеть всю карту. Особо хитроумных ситуаций, препятствующих блужданиям Джазеты, не встретится, ключом же к не только быстрому, но так же и результативному исследованию окажется поиск тайных проходов. Проходы эти находятся в стенах и открываются путем подрыва бомб. И, поверьте, через некоторое время от взрывов начнет мутить, ведь нельзя просто так, на глаз, определить, что вот эту стену взорвать можно, а на этой не появится и малейшей трещины. Кстати, именно в тайных комнатах чаще всего находятся сундуки с более крепкой броней и более мощным оружием.

А вот чем "подземелья" могут порадовать, так это схватками с боссами. В большинстве своем бои здесь несложные, но увлекательные. В некоторых ситуациях для победы необходимо будет вырабатывать нехитрую тактику. В иных случаях предстоит отыскать слабое место вражины. В общем, все предельно понятно и увлекательно. Лично меня разочаровал лишь финальный босс – для чистой победы, конечно, он заставит поплясать, но условия, в которые наш герой поставлен перед финальной схваткой, позволят просто заспамить главгада ударами без какой-либо особой стратегии.

Наверное, не будет лишним сказать пару слов о том, что облегчит Джазете путь к победе – о предметах, которые предстоит использовать. Инвентарь, надо сказать, не богатый. Практически все возможные предметы будут доступны уже с первого, Земного, мира – это и бомбы, которые при взрыве не наносят герою никакого урона, и зелья жизни, полностью восстанавливающие здоровье (более двух бутылок в одни руки не дают), и одноразового применения кольца, превращающих даже мощных монстров в жалких слизней … Находится здесь и моя любовь и идеал - Посох Огня. Пожалуй, это одна из ключевых находок Неутопии.  При правильном использовании этот девайс  является ключом к безболезненному прохождению всей игры. Ведь посох способен не только сжигать деревья и плавить камни, тем самым позволяя открыть множество секретов; одной из основных его функций будет роль дальнобойного оружия, способного при хорошей прокачке доставать врагов через весь экран. Прокачивается же посох через количество здоровья главного героя – чем больше энергии, тем сильнее огненный заряд. Работает и обратное правило – хилый и избитый персонажей способен испускать лишь слабенькие фаерболы.

Графика в игре вполне может порадовать любого олдгеймера. Визуально все миры разительно отличаются друг от друга: в Земном мире предстоит странствовать по равнинам и пустыням, Подземный мир располагается в глубине мрачных, никогда не видавших солнечного света пещер… Водный мир представляет собой бескрайние водные просторы с маленькими островками суши. Последний же, Воздушный мир, и вовсе будет парить средь облаков. Нарисовано все пусть и просто, но далеко не примитивно – даже у особо требовательных персон кровь из глаз не польется. Большая часть локаций выдержана в приглушенных, не режущих глаз тонах, цветовая гамма достаточно богата и не страдает излишним однообразием.

Особенно радует визуальное разнообразие монстров. В каждом из миров существует свой, уникальный, набор врагов. Например, в Земном мире доведется столкнуться со скорпионами и песчаными големами, а Водный мир служит домом всякого рода лягушкам и рыболюдам.
 
Так же не могу умолчать и одной маленькой, но важной, на мой взгляд, детали. Находя очередной щит или броню, герой не только получает усиленную защиту - он так же меняется и визуально. Новая броня, конечно, изменяет лишь цвет доспехов, а вот щиты меняются полностью.

Музыка в игре достаточно разнообразна и приятна на слух. Для каждого мира есть своя собственная тема, лишь “подземельям” досталась одна, довольно тоскливая, но все же красивая мелодия. Особо хороши музыкальные темы, звучащие при схватке с боссами: их всего две, но каждая прекрасно отображает в себе динамику боя, да и в целом звучат более чем достойно.
 
Если говорить в целом, Neutopia, без всяких сомнений, может смело считаться лучшим представителем своего жанра на PC Engine. Правда и конкурировать ей здесь особо не с кем, но даже за пределами собственной платформы игра, особенно учитывая год выпуска, продолжает вызывать уважение… Пользуясь определенным успехом, Неутопия не могла не обзавестись сиквелом… Вот только что он с собой принес?

Neutopia 2

Жанр: Action-adventure
Разработчик и издатель: Hudson Soft
Год: 1991

Не один год прошел с тех пор, как Темный Владыка Дирт был повержен в стенах своего собственного замка. Неутопия постепенно отстраивалась, ширилась, развивалась. Возводились новые города и деревни, а в людских головах возникало нагромождение повседневных проблем и забот, постепенно затмевая воспоминания о недавнем нашествии сил тьмы. Все вокруг менялось – возможно, не всегда в лучшую сторону. Не обошли стороной изменения и нашего старого знакомого, благородного рыцаря Джазету. Его все-таки бессовестно обвели вокруг пальца – несмотря на звание спасителя мира, он не получил ни материального благосостояния, ни обещанной в жены принцессы… Почетная грамота да льгота на проезд в гужевом транспорте – вот и вся награда за совершенные с риском для жизни подвиги. Но Джазета, будучи фаталистом, без роптания принял свой удел. Обзаведшись семьей и взяв в ипотеку уютную пещерку, он постарался начать жизнь мирного обывателя…

Хотя, как не трудно догадаться, мир не мог продолжаться вечно, а усыплявшее разум людей спокойствие оказалось лишь иллюзией. Вновь на сырой земле начали находить отпечатки громадных трехпалых лап, а из лесной чащи на путников с ненавистью взирали мерзкие рыла зловещих тварей. В скором времени набирающее новую силу зло уже нельзя было оставлять без внимания.

И снова, как в годы своей юности, Джазета решает отправиться расследовать цепочку темных и зловещих событий. Вот только на сей раз что-то явно пошло не так…

Джазета пропал без вести, оставляя лишь гадать о своей участи. И когда через некоторое время его жене приснился недобрый сон, она решительно отправляет сына на поиски пропавшего отца. Сын (носящий имя Хадсон) без лишних слов отправляется исполнять материнский наказ.

Теперь его первоочередная задача – найти отца. По ходу дела предстоит столкнуться с мрачными знамениями маячащего за горизонтом будущего и, наконец, узнать - кто же стоит за вновь наводнившими Неутопию ордами нечести.
 
Как и первая часть, Неутопия 2 продолжает оставаться наитипичнейшей action-adventure, сотворенной по образу и подобию первой. Вновь предстоит блуждать по миру, решать нехитрые головоломки и выжигать местность в поисках секретов. Чего-то нового, кардинально меняющего геймплей, в игре не появилось. Как и принято у мастеров Hudson Soft, данная игра более всего походит на улучшенную и дополненную версию первой части, нежели на полноценное продолжение. Допилили управление, расширили инвентарь… Хотя, наверное, стоит рассказать обо всем по порядку.

Итак, в первую очередь изменилась структура мира – прощайте скачки по параллельным измерениям, да здравствует единое игровое пространство! Теперь весь путь мы преодолеем на своих ногах, попутно засовывая нос в каждую дыру, прочесывая каждую лазейку; почувствовав себя спелеологом, смело ринемся под узкие своды темных пещер, а так же посетим большие и малые города! Да, в игре наконец появились города – жители Неутопии перестали ютиться отшельниками в землянках да пещерах, а переехали таки в более-менее цивилизованные места компактного проживания. Почти в каждом селении можно будет найти и магазины, и гостиницу, служащую местом записи и восстановления здоровья… Стоит добавить, что отшельники тоже никуда не делись – весь путь предстоит натыкаться на их норы, да и важные для продвижения по сюжету NPC чаще всего живут отнюдь не в городах.

Сам мир Неутопии, став целостным, в разнообразии мало потерял. Наш герой побывает и в лесах, и в полях; занесет его и на крайний север, в обиталище снега и холода, и в засушливую пустыню… Придется даже залезть в жерло вулкана! В общем, и в климатическом, и в географическом плане разгуляться есть где.

Данжи также подверглись некоторым видоизменениям. Разнообразней стала структура, появились многоэтажные башни, большие – в несколько экранов – комнаты, более запутанные лабиринты. Не обошлось и без новых типов препятствий – таких, как дисковые пилы в полу или порталы-телепортеры. Короче говоря, на этот раз исследовать “подземелья” станет намного интересней. Определенная монотонность процесса, к сожалению, никуда не пропала, но по сравнению с первой частью дела обстоят намного лучше.

До сих пор радует и разнообразие противостоящей герою живности. Снова предстоит повстречаться с огромным количеством различных представителей флоры и фауны. Вот только на сей раз удручает немалое число всякой прыгающей и летающей нечести – все эти инсектоиды, спектры, лягушки… Они присутствовали и в первой части, но в гораздо меньших объемах. Самое печальное - столкновения с ними очень некорректно общитываются. Проблема заключается в том, что, несмотря на вид сверху, в игре плохо проработана элементарная симуляция объемного пространства. То есть, проще говоря, не один из спрайтов (за очень редкими исключениями) здесь не загораживает другой. Для примера – герой находится в верхней половине экрана, монстр же ползает где-то снизу. Короткое мгновение – и чудовище совершает прыжок. Монстр поднимается все выше, тень же его остается на той же горизонтали, где он изначально и находился… Вы спокойно остаетесь на месте, даже не пытаясь уклониться, ведь по логике вещей монстр довольно далеко от вас и вам ничего не грозит. И тут - БУМ! Чудовище, вопреки всему, врезается прямо в героя и тот теряет часть здоровья. И таких ситуаций здесь хоть отбавляй. А потому – учитесь мыслить плоско!

Есть и еще одна, касаемая врагов, деталь, заставившая меня улыбнуться и способная перевернуть в гробу бренные косточки скрупулезной системы силы и слабости элементов в D&D. В это трудно поверить, но в Неутопии огненные элементали спокойно убиваются с помощью огня! А большая часть нематериальных мерзавцев уязвима лишь к холодному оружию! Ну что можно сказать – ЛОГИКА!

Заканчивая говорить о врагах, нельзя не вспомнить и о боссах. Главные стражи лабиринтов вновь настоящие красавцы, с которыми все также интересно сражаться. На этот раз каждая дуэль начинается с короткого монолога, в котором босс чаще всего бахвалится собственной силой. В финале же каждой битвы нас ждет еще один коротенький монолог, когда поверженный уже противник предсказывает наше скорое поражение от руки Великого и Ужасного… Сами поединки, как и в первой части, не отличаются особой сложностью, но пара раздражающих боссов все же найдется. Лично мне запомнился мерзкий водяной блоб, с его длительными периодами неуязвимости и способностью делиться после получения определенного урона. При неудачном стечении обстоятельств, к середине поединка на экране может твориться настоящий буллет хелл.

Увеличилось разнообразие доступных герою предметов. Добавили новые стихийные посохи. Появился старый знакомый из Зельды – бумеранг. Правда, здесь для его применения потребуется определенная сноровка, ведь несмотря на многоразовость использования, после броска австралийскую изогнутую палку необходимо обязательно поймать – в противном случае бумеранг улетит и исчезнет из инвентаря. Стоит же данное удовольствие 300 монет. Еще из интересных нововведений стоит отметить Flair ( что-то наподобие руки-хваталки на цепочке) – с ее помощью можно как атаковать врагов, так и подбирать удаленные предметы. Особенно полезна возможность проводить круговую атаку: для ее исполнения необходимо выстрелить хваталкой и в тот же момент нажать следующую по часовой стрелке кнопку направления (например, если герой во время выстрела обращен направо, стоит сразу нажимать вниз). Но у этого благолепия есть и обратная сторона – каждое использование данного предмета сокращает наш бюджет на 10 монет. Вроде бы не так и много, но лучше об этом все же не забывать.

Надо отметить, что некоторые нововведения коснулись и управления. Если в первой Неутопии лишь выстрелы посоха могли перемещаться в диагональном направлении, то теперь появилась возможность бить мечом по диагонали. И возможность совсем не декоративная – такие удары зачастую позволяют атаковать, не подвергая себя контратаке со стороны противника. В остальном же управление не претерпело серьезных изменений – оно и в первой части было достаточно простым и интуитивным, таким же оно осталось и здесь.
 
Графика в игре стала богаче на детали, более яркой и цветастой, но, в целом, больших изменений по сравнению с оригиналом не претерпела. А вот в плане анимации все обстоит значительно лучше. Почти все рядовые противники и боссы получили в свое распоряжение по несколько лишних кадров, которых, зачастую, так не хватало их предшественникам. Особо сильно это ощущается в битве с боссами-мотыльками - движения гигантских насекомых удивительно плавны, радуют глаз и заставляют восхититься работой художников. Музыкальное оформление так же нареканий не вызывает. Стоит заметить, что количество композиций сильно возросло, хотя некоторые треки слишком непродолжительны.

В целом же перед нами вполне образцовый сиквел, приумноживший идеи первой части, но не принесший с собой чего-либо по-настоящему нового. То есть да, количество контента возросло, но в плане геймплея почти ничего не поменялось, что, в свою очередь, довольно печально. Ведь потенциал в игре был заложен немалый, жаль только, что реализовать его никто особо не старался. Хотя, со своей главной задачей – развлечь на несколько часов – игра прекрасно справляется… Главное – не делать слишком больших ожиданий…

*****

Итак, сейчас можно смело говорить о том, что дилогия Neutopia не оправдала возлагаемых на нее надежд. И если в первой части, несмотря на все заимствования, присутствовало нечто самобытное, то вот сиквел стал большей Зельдой, чем сама Зельда! Не желая рисковать идя на эксперименты, разработчики выступили здесь обыкновенными собирателями чужих идей. Их творение стремительно потеряло свое лицо, оставаясь лишь тенью прошлого. Возможно, все могло пойти по иному сценарию, но вышедшая спустя пару месяцев Legend of Zelda: A Link to the past оказалась настолько техничней, богаче и интересней, что в сравнении с ней вторая Неутопия казалась пережившим свое время анахронизмом… Будущее наступало, решительными шагами растаптывая отставших от времени аутсайдеров. К несчастью, разработчики из Hudson Soft не могли этого в полной мере осознать. А потому надпись на экране окончания второй Неутопии, вещающая о грядущем в 199x году продолжении, так и не стала пророческой.
 
И тем не менее, я могу порекомендовать обе части Неутопии всем любителям качественных и интересных action-adventure. Пусть звезд с неба эти игры и не хватают, но свою толику внимания они точно заслуживают.
« Последнее редактирование: 06 Май 2019, 00:47:54 от Gelior »