Iendo, общепринятая классификация такова: если игра основывается на активных действиях, она относится к категории Action (активные). В этой категории четыре жанровых подраздела: platformer (скакалка), shooter (стрелялка), beat'em up (драки один против многих) и fighting (драки один на один). Другие категории (условно из можно назвать "долгие") - приключения (на исследование), ролевые (на сюжет и прокачку), стратегии, загадки, симуляторы (сюда же относят гонки и спорт). Присутствуют и специфические жанры, вроде образовательной игры или викторины.
Также есть смешанные жанры, например у нас ролевая игра, однако боевая система прямо на карте в реальном времени, то есть сочетание категории активных игр и ролевых = активная ролевая. Или игра вроде бы и приключенческая, однако ощутимо присутствуют прыжковые элементы = активное приключение. Или вроде бы у нас platformer, но немало загадок = загадочный платформер.
Ещё выделяют поджанры. В стрелялках это run'n'gun (беги и стреляй - сами двигаем экран), shoot'em up (пристрели их всех, экран двигается сам), FPS (стрелялка от первого лица), light gun shooter (стрелялка для светового пистолета). В beat'em up порой выделяют рубилку (slasher) и борцовку (brawler). Это, правда, не вполне удобно, проще делить на "с оружием"/"без оружия". В ролевых выделяют по главным моментам игрового процесса, в западном или японском (пошаговые бои) стиле. Из стратегий обычно выделяют пошаговые и в реальном времени. А приключенческих играх выделяют point'n'click игры (квесты) и, собственно, остальные приключенческие (например, с прыжками или боевой системой, однако с недостаточным их количеством для попадания в категорию активного приключения).
Названия условны и призваны облегчить ориентацию. Например, Power Up предложил назвать леталку-стрелялку, где мы сами двигаем экран - Fly'n'Gun, а один из экспертов в программе "Новая реальность" назвал Flashback логическим боевиком. Сам порой пользуюсь характеристикой "зельдоподобные игры" - то есть игры на исследование на манер Ys, Legend of Zelda, Metroid. Они могут быть как action-adventure, так и action-RPG (однако не все ARPG зельдоподобны). Главное, чтобы отражало суть. Однако желательно вначале освоить хотя бы одну существующую систему, в частности, разобраться, чем различаются поджанры и похожие гибридные жанры, чтобы избежать путаницы в собственных умозаключениях.
Важно не путать жанры игр и их тематику (дальний Восток, пираты, ужастик).