Ninja Spirit
Жанр: Action-Platformer
Разработчик: Irem
Издатель: NEC
Год выхода: 1990
Эпоха Ниндзя
Восьмидесятые годы двадцатого века… В некотором роде, время это можно назвать настоящим “Ренессансом Ниндзя”. Диверсанты и шпионы старой Японии становятся предметом культа тысяч мальчишек по всей Земле. Киноделы штампуют массу фильмов средней трэшовости, ниндзя повсеместно врываются в комиксы и мультфильмы… Разумеется, молодую тогда индустрию электронных развлечений тоже не миновал всплеск интереса к тематике “тех, кто прячется в тени”. Вспомним хотя бы явившихся именно тогда, во второй половине восьмидесятых, знаменитых и по сей день Shinobi и Ninja Gaiden! Две серии, более всего воздействовавших на неокрепший разум детей и подростков – до такой степени, что с тех пор в основном только о них и вспоминают, когда речь заходит о классических “ниндзя-играх”.
Мы же сегодня поговорим о Saigo no Nindou, более известной как Ninja Spirit - прелюбопытной вещице, память о которой если не стерлась, то весьма и весьма поугасла,. Разрабатывала игру компания Irem, знаменитая в первую очередь своей хитовой серией шмапов R-Type… А также тем, что часть их сотрудников впоследствии создала собственную компанию - Nazca Corporation (отцы Metal Slug). Но это будет лишь в будущем. А в 1988 году Irem решает потягаться с Sega, выпустив для аркад суровую игру о не менее суровом ниндзя. Но, несмотря на положительные отзывы критиков, Ninja Spirit не становится однозначным хитом и в аркадном сегменте уходит в тень сеговского Шиноби. На консолях же…
Поздно пробрался Ninja Spirit на “игровые приставки”, лишь к девяностому году – к тому моменту NES уже полностью покорил Рю Хаябуса, юный же Genesis успел обзавестись отличной Revenge of Shinobi. Ко всему прочему, вышла игра не на “больших” консолях от Nintendo или Sega, а на никому не нужном на западе PC Engine/TurboGrafx-16. Что, как вы понимаете, отнюдь не способствовало распространению популярности. Правда, не обошлось без порядком ухудшенных портов на Game Boy и всякого рода устаревшие (и не очень) компьютеры, как то: ZX Spectrum, Amstrad CPC, Amiga… Но дальнейшая речь пойдет именно о версии для PCE, как о наиболее близкой аркадному оригиналу.Лаконизм ист гут
Сюжет в
Ninja Spirit прост и незатейлив, как японское трехстишье хокку. У главного героя – Цукикаге (Лунная Тень?) – некий мистический злодей-колдун-демон убивает отца. И теперь месть является главной целью молодого ниндзя… где-то на время прохождения семи этапов грядущих приключений. Все.
Если вы хотели интересной истории, проработанных персонажей и глубокого смысла, то разрешите вас огорчить – ничего из перечисленного тут не найти. Все внутриигровое повествование сводится к маловразумительной начальной сценке и не особенно информативному сообщению в конце. Причем глядя на убийство ниндзя в самом начале, меня не покидало чувство, что в игре выступаем мы за павшего воина. А взирая на финальный текст я вдруг понял, что ничего не понял. Потому без альтернативных источников информации – крайне скудной – не обойтись. В таком случае, хотя бы сюжетная завязка становится чуточку понятней.Оттенки мрака
Раз с историей все совсем плохо (вернее, ее как таковой и нет), давайте сразу посмотрим на визуальную и прочую составляющую. Возможно ли, что она компенсирует сценарную слабость? И, скажу я вам, это действительно возможно!
Глядя на декорации разрушенного “Дома Ниндзя”, начинаешь понимать всю тоскливость представленного в игре мира. Всюду опустошение и упадок, а бесконечный ряд темных стволов деревьев на заднем плане лишь подчеркивает общее уныние. Немалую роль играет мастерски подобранная приглушенная цветовая палитра. И то, что действие почти всей игры происходит в ночное время. Мне более всего запомнился предфинальный этап, с его тяжелыми, нависающими над головой грозовыми тучами и ощущением грядущей катастрофы. Наряду с этим нельзя не отметить и печальный пейзаж здешней ”Долины Цуки”, над которой высится громадный месяц в беззвездном небе.
Дизайн персонажей, к сожалению или счастью, отличается сдержанностью и не пестрит оттенками безумия – никаких ведьмочек, забавных котиков или скелетиков на скейтбордах. Встретим мы в основном ниндзя разных мастей и видов, самураев, волков да немного нечисти, на манер блуждающих огней ониби. Из боссов же выделю лишь огромного асура на первом этапе. Подчеркивает мрачность антуража и музыкальное оформление, выполненное в традиционном японском стиле. Нет, вряд ли вы захотели бы прослушивать хоть один из треков отдельно, но как же эти меланхоличные - и вместе с тем тревожные - композиции органично вписываются в общую художественную концепцию игры! Стоит просто ради эксперимента отключить музыку – хотя бы на пару минут – и львиная доля атмосферы окажется безвозвратно потерянной.
Где не ступала нога Артура
Часть рецензентов сравнивала NS со старинной игрой от Taito - The Legend of Kage. Определенное сходство меж играми имеется, особенно глядя на “Лес Нинкен”, да и прыгает Цукикаге очень высоко. Но если спросите меня, на что еще походит “Нинжа СпирИт”, то я отвечу – на Ghosts 'n Goblins. Далеко не во все, разумеется, но без влияния “Макаимуры” тут явно не обошлось.Итак, игра представляет собой зубодробительный, разделенный на семь этапов платформер с толпами полуфиксированных-полурандомных врагов, безостановочно прущих на главного героя со всех сторон. В конце каждого этапа ожидает схватка с боссом. При этом изначально сложность скрывает свой хищный оскал, позволяя первые два этапа пройти без особых трудностей. Но в дальнейшем можете не волноваться – последующие эпизоды сумеют отыграться на вас по полной программе.
Как я уже заметил, экран почти постоянно заполнен несчетным числом противников и изначально такой напор может изрядно выбить из душевного равновесия. Первое время спасает то обстоятельство, что Цукикаге, если в меню игры вы оставите “режим PC Engine”, обладает пятью единицами здоровья. Но не стоит особо обольщаться, ведь уже на первом этапе встречаются злодеи, способные убить героя с первого удара. Чем дальше, тем больше подобного рода врагов появится. В скором времени вам покажется, что энергия – не более чем фикция, ведь очень часто смерть наступает с одного касания. И в подавляющей части случаев так оно и будет на самом деле, но все-таки преимущество наличия энергии можно особо хорошо почувствовать на последнем боссе, когда его магические заряды не смогут убить нашего ниндзя с первого прикосновения. Если же для вас “хардкор” не пустое сотрясение воздуха, а стиль жизни, тогда в главном меню смело выбирайте режим “аркады” и наслаждайтесь мгновенной смертью даже от руки самого ничтожного противника.
Несмотря на обилие смертельно опасных врагов и вражин, Цукикаге отнюдь не беззащитен. Герой, пусть и слаб здоровьем, но владеет неплохим арсеналом для устранения ближнего своего. В отличие от храброго Артура, способного таскать с собой лишь один тип оружия, бравый ниндзя сразу вооружен всем, что только доступно.
Всего доступно четыре “инструмента смерти”: катана – универсальное средство ближнего боя; сюрикены – стандартное метательное оружие ниндзя; бомбы – еще одно метательное оружие, более медлительное, нежели сюрикены, но обладающее потрясающей убойной мощью; кусаригама – цеп с серпообразным лезвием. Любое оружие можно однократно усилить при нахождении специального
power up’а.
Практически все оружие пригодится в процессе прохождения: к примеру, катаной удобно отбивать летящие в ниндзя снаряды, а бомбы, в особенности “прокачанные”, в несколько секунд уничтожают большую часть боссов. Умелое использование кусаригамы вовсе может сильно облегчить прохождение поздних этапов. Лишь сюрикены, как мне кажется, не особенно полезны – пусть они дальнобойны, но довольно слабы, к тому же порядком открывают героя для вражеских атак.Из остальных особенностей Цукикаге можно выделить крайне высокие прыжки и… умение ходить по потолку! Передвижение по потолку иногда позволит избежать ловушек или нежелательных столкновений с врагами. К сожалению, воспользоваться этой замечательной способностью можно лишь в нескольких эпизодах – просто потому, что на большей части имеющихся локаций отсутствует хотя бы какое-то подобие потолка…
В игре существует несколько различных поверапов, наделяющих героя теми или иными возможностями. О усилении оружия я ранее упоминал, добавлю лишь, что выглядит этот приз как красная сфера на свитке. Свиток с пурпурной сферой мгновенно уничтожает всех врагов на экране, а желтая сфера окутывает Цукикаге огненным щитом, дарующим ограниченную неуязвимость. Наконец, голубая сфера дает нам “теневого двойника”, повторяющего все движения героя. Всего можно обзавестись двумя двойниками, что порядком усилит вашу потенциальную мощь. Все призы мы получаем после убийства оранжевых ниндзя.
Кстати, поскольку аркадный оригинал NS вышел в 1988 году, позволю себе предположить, что идею с двойниками в Ninja Gaiden 2 Tecmo позаимствовала именно из этой игры.Этапы поначалу могут показаться весьма примитивными – просто путь из точки A в точку B. По сути, основная задача каждого уровня не изменится за всю игру, хотя левел дизайн сможет преподнести свои сюрпризы. Уже на втором этапе, в лесу, путь ниндзя разделится на два условных “этажа” – можно пройти уровень как по земле, так и прыгая с ветки на ветку по деревьям. На третьем этапе присутствует продолжительный участок с замедляющей продвижение болотистой местностью, на четвертом - бегство от опускающегося потолка. Пятый этап и вовсе зациклен, а седьмой…
На седьмом, перед самым поединком с финальным боссом, ждет настоящий трэш с падением в глубокую яму и последующим уклонениям от легионов зловещих ниндзя, где каждое прикосновение к врагу означает неминуемую смерть. Весь этот отрезок предстоит полностью заучить, ибо никакой реакции тут не хватит. Пикантность ситуации добавляет и чисто технические проблемы – на экране одновременно появляется слишком много спрайтов и всё начинает мерцать и подтормаживать… Благо, на арене босса добавили контрольную точку (единственный в игре чекпоинт на боссе), так что вам не придется вновь подвергать испытанию свои нервы в случае смерти.Говоря о боссах, выдающимися их назвать точно не получится. Иные и выглядят эффектно, но битвы с ними не поражают оригинальностью. Если у вас есть хотя бы один двойник и усиленный меч, то сражаясь с боссом первого этапа – громадным многоликим асуром – можно вовсе стоять на одном месте, периодически уничтожая летящие в вас снаряды. Огра со второго этапа реально одолеть в районе пяти секунд с помощью усиленных бомб – опять же, не делая ни шага. Разумеется, найдутся и те, с кем предстоит немного повозиться. Главная проблема всех боссов – до неприличия примитивная схема поведения. Каждый из “главарей” владеет ровно одной атакой, а первый и последний не способны даже сдвинуться с места. В оригинале подобная незатейливость компенсировалась тем, что герою хватало одного пропущенного удара для путешествия к праотцам. Впрочем, даже с присутствующим в порте “режимом PCE”, некоторые боссы все равно убьют ниндзя с первого удара. Хотя, после того, как к боссам будут подобраны подходящее оружие и нехитрая тактика, вы сможете тратить на их искоренение от силы секунд двадцать.
Заключение
Цукикаге, как полагается настоящему воину тени, выполнил свой долг и вновь скрылся в безвестности. Он не оставил яркого, запоминающегося следа в истории, не особо повлиял на развитие игровой индустрии. Не выходило ни сиквелов, ни спин-оффов, ни перезапусков. Разве что персонаж появлялся в своеобразном стратегическом капустнике Shuyaku Sentai Irem Fighter на портативке Game Boy. Нельзя сказать, что о Ninja Spirit забыли абсолютно все, но упоминают о нем гораздо реже, чем о том же Kage – еще одной "hidden gem" эпохи третьего-четвертого поколения…
Достойна ли игра подобного забвения? По моему скромному мнению – нет. Да, она не без изъянов, но в то же время ничуть не хуже культового Shinobi. На мой взгляд – даже лучше, ибо обладает необычайно “густой” атмосферой таинственной и мрачной японской легенды. И если вам, как и мне, нравится тематика ниндзя, приправленная национальным японским колоритом, то не стоит пропускать знакомство с Ninja Spirit. Возможно, эта игрушка сможет приятно вас удивить.