Border Down
Платформа: Arcade,
Sega DreamcastДата выпуска: 25.04.2003 (arcade) / 25.09.2003 (Dreamcast)
Жанр: shoot 'em up
Разработчик: G.rev
Издатель: G.rev
Border Down - горизонтальный скролл шутер от небольшой студии G.rev, основанной выходцами из аркадного подразделения Taito, и одна из лучших игр на Sega Dreamcast, в которую за пределами Японии мало кто играл. Хоть формально Border Down и был первым шмапом G.rev, разработчики ранее успели получить необходимый опыт работы с аркадным железом Sega NAOMI (и, как следствие, Sega Dreamcast), когда помогали Treasure с их легендарной Ikaruga в качестве субподрядчика. В результате, оригинальный аркадный релиз увидел свет 25 апреля 2003 года и впоследствии встал вопрос о порте на домашнюю систему, которой стала Sega Dreamcast. Версия для последней сеговской приставки, получившая дополнительный Remix Mode, вышла 25 сентября 2003-го и она по сей день остаётся эксклюзивом платформы, так и не выбравшемся из Японии.
Поначалу веры в успех проекта не было и Хироюки Маруяма, глава студии, даже готовился к её закрытию в случае провала версии для Dreamcast - вполне понятная ситуация, ведь консоль на тот момент уже два года как не производилась. Но, слава японским б-гам, мрачные прогнозы не оправдались - положительные отзывы японского шмап-комьюнити и продажа всего первого тиража (а затем и второго) позволили G.rev продолжить работу, чтобы и дальше радовать фанатов жанра.
Сюжет в Border Down присутствует только для галочки и повествует о том, как на колонизированный человечеством Марс напали пришельцы и как операторы беспилотных космических истребителей этому нападению противостоят. Роль одного из таких операторов и предстоит взять на себя игроку.
Поскольку G.rev состояла преимущественно из бывших разработчиков игр серии Darius, то неудивительно, что они хотели сделать новый шутемап, в котором были бы реализованы их свежие идеи, а старые - получили развитие. И, чёрт побери, у них это получилось - в механике игры, помимо адаптивной сложности (чем лучше играешь, тем усерднее ИИ пытается тебя убить), присутствует ещё и так называемая Border-система (ака "система рубежей"). Работает она по следующему принципу - начинает игрок с тремя жизнями на "зелёном" рубеже с лёгкой сложностью, при потере первой жизни он переходит на "жёлтый" с нормальной, при потере второй - на "красный", самый сложный, смерть на котором ожидаемо приводит к game over. Конечно, по ходу игры можно набивать комбо и очки, перемещаясь между рубежами, а ещё возможно набрать до пяти continue, но, если пытаться осилить "красный" рубеж при недостаточном уровне скилла, сгорят они очень быстро. Помимо хитровыдуманной системы сложности, в Border Down имеется и нелинейное прохождение - финальный уровень с концовкой определяются в зависимости от общего времени, проведённого на каждом рубеже. Другой немаловажный момент - при потере жизни на уровне игрок начинает с чекпойнта (что поначалу напрягает), а вот при битве с боссами респаун моментальный и на месте гибели.
Стрельба реализована просто и понятно - при зажатии кнопки “огонь” корабль даёт очередь, при периодическом повторном нажатии происходит пуск самонаводящихся ракет. По мере уничтожения врагов накапливается шкала энергии, которая усиливает основное оружие, а ещё позволяет стрелять мощным лазерным лучом, служащим аналогом бомб в игре и наносящим серьёзный урон всему на своём пути, а ещё помогающим нивелировать атаки боссов. Правда, лазер лучше использовать осмотрительно, ибо по мере расходования энергии основное оружие становится слабее.
Кроме интересного геймплея, Border Down может похвастаться и бомбическим саундтреком от Ясухиса Ватанабэ, бывшего участника легендарного музыкального коллектива Zuntata, стоявшего за музыкой ко многим хитам от Taito. Композиции в игре поначалу несколько удивляют своим джаз-рок звучанием с примесью синтезаторов, но затем от них начинает нереально переть, после чего мелодии логично оказываются в плейлисте на каждый день - короче, рекомендую, полная версия саундтрека доступна по
ссылке.
Border Down являет собой пример замечательного скролл-шутера, сделанного с максимальным вложением души и сил горсткой профессионалов, и выпущенного эксклюзивно для платформы, которая уже де факто была мертва на момент релиза. Всё вышеперечисленное и высокое качество игры, конечно же, сделало её культовой, что, в сочетаннии с ограниченным тиражом, повлияло на сегодняшние цены - стандартное издание стоит от 200 баксов, лимитированное (с саундтреком в комплекте) начинается от 300. ИМХО, это не есть хорошо, ведь подобные ценники отпугивают интересующихся игроков, а Border Down явно заслуживает более широкой аудитории и ситуацию вполне мог бы исправить ремастер для любой из современных платформ (держу пальцы крестиком, чтобы этим вопросом когда-нибудь озадачились M2).
Лично для меня Border Down давно был "единорогом" для Dreamcast-коллекции, за коим давно и безуспешно гонялся - то цена была не та, то состояние диска не устраивало. Но звёзды таки сошлись в конце сентября 2021 года, когда приобрёл стандартное издание в идеале за смешные (по меркам такого раритета, разумеется) 130 баксов и смею доложить, что последующие две недели, проведённые за игрой, окупили все затраты с лихвой. Поэтому, если любите шутеры и Dreamcast, но по какой-то причине пропустили Border Down - крайне советую хотя бы ознакомиться.