Вы просто кладезь информации. Не квадратные пиксели.. Хорошо, принимаю как данность, но почему так и что означает термин Dots Crawl?
upd: https://en.wikipedia.org/wiki/Dot_crawl но там по аглицки, через гуглтранслит почитал, но пока ещё не всё понял..
По картинке со штриховкой понимаю, откуда берутся засечки. Денди что, формирует изображение штриховкой? Зачем так? На Sony pvm режим underscan очень красиво отображает спрайты, а с этой штриховкой какой смысл, кроме искажений?
> особенность кодирования цвета PAL/NTSC
А зачем так сделали? При движении окрашенных спрайтов эти стыки мерцают(
Эти вопросы взаимосвязаны. Чтобы объяснить, почему так - это надо вам изучать историю возникновения цветного телевидения. Я лишь скажу максимально просто:
1. До цветного ТВ было черно-белое ТВ, так вышло, что в эфире для изображения было выделено 5МГц для NTSC и 6МГц для PAL/SECAM. Чем выше частота, тем мельче детали видны на экране, а это уже чёткость.
2. После появления цветного ТВ цвет стали кодировать цветовой поднесущей. А передаётся она не отдельно а прямо в яркостном канале, где передаются ЧБ изображение (яркость). Таково обязательное условие совместимости с уже имеющимися ЧБ телевизорами. При этом, поднесущая видна на экране как сетка (штриховка) из меняющейся яркости. А частоты выбраны так, чтобы снизить биения от частот кадровой и строчной частоты и при этом сетка с двух соседних полуполей накладывались друг на друга и визуально компенсировались, снижая заметность. Частота NTSC поднесущей примерно 3,59МГц (что немного ниже разрешённых 5МГц), а у PAL - 4,43МГц соответственно. У SECAM применяется ЧМ кодирование и там сетка постоянно плывёт, поэтому вообще незаметная, но мы эту систему рассматривать не будем. Приставка NES/FC/Dendy формирует сразу полный цветной ТВ сигнал, закодированный в системе PAL/NTSC (в зависимости от модели). Однако, приставка это не ТВ передатчик и она не придерживается тех частот развёртки, которые описаны в стандарте, на которые опирается стандарт кодирования цвета. Поэтому возникают артефакты. При этом, у NTSC NES/FC происходит биение частоты и сетка движется (картинка ниже), а у PAL NES/Dendy частоты получились синхронизированы и сетка стоит на месте.
Дословный перевод
Dot crawl это
ползущие точки, как они образовываются, думаю, теперь понятно. Особенно важен тот факт, что пиксельклок у PPU (и PAL и NTSC) примерно 5Мгц, поэтому пиксели изображения не кратны ширине точек сетки поднесущей цвета, отсюда и такие искажения. Отмечу, что кодируются только окрашенные пиксели.
На фото Sony PVM показывает ZX-Spectrum, заливка с линиями, разрешение 256x192. Там никаких засечек нет и пиксели квадратные. Это потому, что RGB, а не PAL?
Да, Spectrum выдаёт RGBI, которое конвертируется в RGB с разным уровнем яркости (I). Но если подключить кодер PAL/NTSC то можно поиметь все те же артефакты, в той или иной степени заметности. Примеры есть на профильных форумах, например ZX.PK.
Насчёт поподробнее про плаванье изображения.
Видео:
https://t.me/retrotechsquad/571121
Вижу плавное искажение изображения из-за наложения двух близких частот. Предположу, что это накладывается размагничивание и развёртка. А вот почему случайно-периодично, тут надо смотреть схему на конкретный PVM, может это нормальная работа (периодическое авторазмагничивание для модели с режимом работы 24/7), а может действительно глюк. У обычных же телевизоров петля включается только после длительного выключения (чтобы остыл термистр), а у ЭЛТ мониторов для РС есть в меню специальная опция для ручного размагничивания.
PS А вообще, в эру ЭЛТ мониторов помню случаи, когда при организации комп.класса или комп.клуба у некоторых моделей некоторых мониторов в комнате дрожали изображения постоянно. Это было как-то связано с питанием: мы пробовали менять конфигурацию подключения РС и мониторов (обычно это была просто цепочка удлинителей) и добивались снижения эффекта. По отдельности все мониторы показывали чётко и их изображения не дрожали.