Автор Тема: [ZX Spectrum] Saboteur!  (Прочитано 825 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Gelior

  • Пользователь
  • Сообщений: 2217
  • Пол: Мужской
  • No comment
    • Просмотр профиля
[ZX Spectrum] Saboteur!
« : 10 Ноябрь 2022, 12:43:13 »
Saboteur!
Разработчик и издатель: Durell Software
Жанр: Action-Platformer

Как мы знаем из истории, в восьмидесятых умами детей, подростков и даже некоторых взрослых завладели ниндзя. Вернее – их киношный образ неуловимых, вездесущих воинов, обладающих воистину нечеловеческими способностями. Ох, сколько же тогда выходило фильмов, зачастую сомнительного качества, посвященных этим наемным убийцам и шпионам.

Нет ничего удивительного, что ниндзя - со своими-то навыками! – смогли просочиться в зарождающуюся игровую индустрию. Durell, молодая, но чрезвычайно инициативная компания, решается выпустить для сверхпопулярного бюджетного компьютера Спектрум незамысловатую игрушку, где главным героем станет могучий ниндзя, выполняющий особо важное задание в глубоком тылу потенциального противника. Заметьте, одного из главных ниндзя-символов восьмидесятых – Джо Мусаши – нет еще даже в проекте, не говоря уже о Рю Хаябусе… Так что играющая публика пока не избалована изобилием воинов-теней и с жадностью примет все, что с ними связано. Могли ведь в Durell так рассудить? Выпустив затем простенький платформер, где единственным отличием от остальных, подобных ему, являлось бы наличие ниндзя, как главного героя? Могли, разумеется могли… но сделали все по своему. А что по итогу вышло, мы сейчас  и разберем.

Для справки - вышел Саботер в конце 1985 года для микрокомпьютера ZX Spectrum, а чуть позже был портирован на… другие компьютеры. Ни для каких консолей ее не выпускали, если не считать пиратского “Эльфа”.

Итак, все начинается с того, что Ниндзя в лодке прибывает к замаскированной под склад вражеской базе и теперь его основная задача… убраться отсюда куда подальше, желательно – как можно скорее. Для этой цели предстоит угнать вертолет. Что, вам кажется задание слишком странным – прийти, чтобы уйти… и ничего более? Хотя все ровно так, как я описал – миссия ниндзя считается выполненной, если он просто улетит с вражеской территории.

Но разве настоящий диверсант удовлетворится подобной прогулкой? Нет, на самом деле не для того он забрался в гости к противнику. В задачу Ниндзя входит изъятие находящейся во вражеском “мозговом центре” дискеты, содержащей имена неких “лидеров повстанцев” (нужно спешить, пока данные с дискеты не попали в “сеть”!), а затем и закладка бомбы в этом же самом центре, что через N-ное количество секунд взорвет всю базу к чертовой матери.

Что ж, Саботер является представителем поджанра платформеров, носящего неофициальное название “европлатформер”. То есть у нас имеется большущая карта, открытая для исследования, объекты, необходимые для сбора, ну и несколько примитивных головоломок с переключателями. Но есть и одна деталь, отличающая игру от большинства европлатформеров - ее реально пройти без сбора предметов. Да и самих “условно обязательных” предметов всего два, так что даже если проходить все по честному, так, как задумано разработчиками, то никто насиловать игрока “сбором сотни звезд” не станет.
Карта в “Саботере” большая, но не огромная – потеряться на ней можно лишь при первом прохождении, а поскольку в игре всего один уровень, то и запомнить ее не кажется задачей непосильной. Делится карта на три несколько отличающихся друг от друга секции: склад – самая большая зона, в высшей точке которой нас ждет вертолет-выход; командный центр, где находятся основные цели Диверсанта – дискета с данными и место закладки бомбы (на самом деле, все это относится к одной и той же панели управления в “мозговом центре”); так называемая “канализация” – крошечная зона, соединяющая склад и командный центр.
 
Как ни странно, Ниндзя прибывает на задание почти безоружным – с одним лишь сюрикеном в кармане. Хотя кому нужны эти жалкие железяки, когда герой в идеале владеет искусством руко- и ногопашного боя! По нажатию на “вверх” Ниндзя производит молниеносную атаку ногой, способную угомонить любого супостата. Зажатие вверх по диагонали приводит к прыжку. Нажатие же кнопки “действие” запускает во врага пресловутый сюрикен, гаечный ключ и прочее, что попадется под руку. Главное запомнить, что одновременно Саботер способен таскать с собой лишь один-единственный предмет – не имеет значение, ключевая ли это вещица, либо оружие. Также кнопка действия ответственна за подбор предметов и активацию переключателей на панелях управления.

Выполнению нашей миссии постараются помешать не слишком разнообразно представленные враги. Всего на своем пути Ниндзя встретит два вида живых противников – солдат, вооруженных огнестрельным оружием и не чуждых помахаться врукопашную, а также мерзких собак, больно кусающих за пятки. Вот как раз собак невозможно устранить ничем, кроме подобранного оружия, да и в этом случае без многочисленных тренировок все наши условные “сюрикены” будут пролетать мимо зловредных шавок. Присутствует еще один вид противника, но, скорее, его можно записать в препятствия – это лазерные турели, установленные на потолке. Бьют больно, уничтожить их невозможно, так что единственный выход – уклоняться от выстрелов.
 
Но самым главным врагом любого героя является таймер! Вот что способно убить в момент, если много зевать или биться лбом о стены. А потому я могу назвать самыми сложными именно два отрезка в игре – изъятие диска и побег к вертолету после установки бомбы. Все, что происходит между этими двумя эпизодами, представляет собой весьма увлекательную, но одновременно легкую, даже увеселительную прогулку. А почему бы и нет? Таймер в это время не тикает, Ниндзя наш регенерирует здоровье, когда просто стоит, враги не респаунятся.
 
Как видите, прохождение Саботера можно условно поделить на три этапа. В самом начале мы отправляемся в командный цент, чтобы забрать дискету и остановить обратный отсчет таймера (после этого дискету стоит положить на место). Далее можно заняться обследованием всех игровых комнат – заблаговременно найти путь к вертолету, потренировать прыжки на узеньких платформах, избавиться от большинства врагов, найти бомбу. После чего, с бомбой, вернуться к “мозговому центру”, заминировать его и, не забыв диск, поторопиться к выходу. Весь этот процесс укладывается минут в пятнадцать-двадцать, но может быть сильно сокращен.

Можно, конечно, как уже было написано выше, ничего не искать и не закладывать, а сразу отправиться "на выход". Теоретически также можно постараться в первую очередь разыскать бомбу, добежать до диска, сразу все заминировать и изо всех сил скакать к вертолету. Но это – не лучший способ прохождения, ибо герой, скорее всего, погибнет, растерзанный не ликвидированными заранее врагами.
В игре присутствует хорошая для 1985 года вариативность прохождения, но немалую долю реиграбельности добавляет и гибкая планка выбора сложности. Всего уровней сложности девять. Отличия между ними заключаются в увеличении количества врагов, уменьшению отпущенного времени для добычи дискетки и последующего побега, расположению бомбы, длине некоторых платформ и количеству запертых дверей. К слову, наибольшей проблемой станут именно запертые двери: проходя Саботера на первом уровне сложности, вы, скорее всего, даже не узнаете о их существовании. На девятом же уровне все изначально открытые двери окажутся запертыми, так что придется в спешном порядке искать нужную панель управления. Особенно это неприятно в первой фазе прохождения, когда вы еще не добежали до диска – времени на все дается в обрез. Впрочем, после закладки бомбы времени для побега выдадут не больше.

Самое замечательное во всем этом разнообразии уровней сложности то, что для полного прохождения годится абсолютно любая – вы получаете одинаковый финал как на легчайшем, так и на самом тяжелом уровне. То есть и казуал, и хардкорщик смогут получить равные и полные впечатления от игры, вне зависимости от своих игровых навыков.

Визуал и музыка… Что ж, игра вышла в середине восьмидесятых, целевой платформой оказался старичок Спектрум… Даже по спектрумовским меркам графику нельзя назвать выдающейся, скорее средней – Дэн Дейр приблизительно того же временного периода определенно выглядит значительно солидней. Тем не менее, присутствуют здесь задние фоны, объекты, перекрывающие передний план (расположение которых иногда значительно ухудшает обзор). К тому же игра не монохромная, цветная. Есть имитация скроллинга экрана, когда Ниндзя едет на поезде. Спрайты врагов и героя достаточно крупные и прилично анимированные. В общем, еще раз учитывая, в каком году и на чем изначально издавался Саботер, к картинке придираться желания нет. Музыка же ужасна - честно. Ее ведь и нет почти, лишь титульная мелодия, но и этого хватает, чтоб из ушей начала течь кровь.

По итогу могу написать, что Саботер – пусть на первый взгляд и устаревший, но продолжающий оставаться увлекательным платформер, обязательный к ознакомлению для всех, кто интересуется игровой историей древних микрокомпьютеров.               
« Последнее редактирование: 10 Ноябрь 2022, 12:52:26 от Gelior »

Онлайн Mad

  • Пользователь
  • Сообщений: 8065
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
[ZX Spectrum] Saboteur!
« Ответ #1 : 10 Ноябрь 2022, 19:48:23 »
Gelior, переиздание поиграй, обалдеешь когда

Оффлайн Gelior

  • Пользователь
  • Сообщений: 2217
  • Пол: Мужской
  • No comment
    • Просмотр профиля
[ZX Spectrum] Saboteur!
« Ответ #2 : 10 Ноябрь 2022, 22:47:43 »
Gelior, переиздание поиграй,
Ох, нужно в дальнейшем обязательно попробовать!

Оффлайн bro

  • Пользователь
  • Сообщений: 2169
    • Просмотр профиля
[ZX Spectrum] Saboteur!
« Ответ #3 : 11 Ноябрь 2022, 06:51:24 »

 В детстве в зале игровых автоматов и протокомпьютерных клубах видел игры, в которые сам поиграть не решался. Пацаны постарше резались в них с умным видом, а мне малому они казались нереально замудреными. Это, как-раз, Саботер и, почему-то, - Тетрис)

 Gelior, спасибо за обзор. Саботера я теперь больше не боюсь)