Можно эту неприятность как-то поправить в эмуляторе и получить доступ к исходному коду таких программ?
Достаточно поменять значение системной переменной 23659 с 0 на 2, после чего BREAK сработает.
Например, в эмуляторе ZXMAK2 это меню Tools - Debugger, далее надо найти адрес 23659 (в hex: 5C6B). Не очень удобный там интерфейс, листаем адреса вниз клавишей PageDown, встаем в нужную ячейку:
Нажимаем Enter и вводим нужное значение:
Теперь в эмуляторе срабатывает комбинация Ctrl + Space (это и есть кнопка BREAK в Спектруме).
Командой LIST (кнопка K на клавиатуре) можно вывести листинг Бейски-программы. Но может быть установлена защита цветами, из-за чего получим ошибку листинга:
Тогда стрелкой вниз опускаем курсор на первую строку с программой или выполняем команду LIST с номером строки, чтобы на нее перепрыгнуть (вроде если в программе есть строка 0, то стрелкой вниз с нее не уйти, хотя может и ошибаюсь, давно Спектрумом не занимался):